Version: 0.1.0

Англосакский союз злейших "друзей"

Юрий Городненко
Между финансовыми группами США и Англии слишком огромные противоречия, чтобы они смогли победить Россию.

7 марта 2024 года Джо Байден выступил в конгрессе США с посланием "О положении страны" (State of the Union). В нем президент назвал Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии "ближайшим союзником" Соединенных Штатов Америки. При этом для характеристики англо-американских отношений использовал термин Special Relationship ("Особые отношения").

Это понятие своим появлением обязано Фултонской речи Уинстона Черчилля. Она была произнесена в колледже американского города Фултон в марте 1946 года. В ней английский политик призвал США и Британское Содружество создать "братскую ассоциацию" – fraternal association of the English-speaking peoples. Конкретно предлагалось объединить военный и экономический потенциал, чтобы реализовать две цели – противостоять СССР и доминировать на планете. При этом закономерность такого альянса обосновывалась "общим" этническим (англосакским) происхождением и "ценностями". Все это бывший глава британского кабинета и назвал "особыми отношениями".

Заметим, что до этого США и Англия пережили шесть (!) междоусобных войн – в 1775–1783, 1812–1814, 1837–1838, 1838–1839, 1859, 1866–1871 годах. Их причиной являлись неуемные экспансионистские амбиции. У США и английской колонии Канада имелась общая сухопутная граница, и каждая страна стремилась расширить свою территорию за счет соседа.

Не достигнув успеха в военном соперничестве, будущие "партнеры" попытались подорвать друг друга изнутри. В 1837 году США поддержали антибританское восстание в Канаде. Это выступление едва не закончилось отделением крупнейшей колонии Лондона от Англии. В 1861 году южные штаты США выступили против федерального правительства. Это выступление привело к Гражданской войне 1861–1865 гг., которая едва не завершилась полным распадом Соединенных Штатов. Англия не только поддержала выступление южан, но и на некоторое время вмешалась в конфликт на стороне рабовладельцев.

Конкуренция между двумя странами достигла пика в XX веке. В этот период она переросла в борьбу за статус международного финансового центра. На этот статус одновременно претендовали Лондон и Нью-Йорк. Чтобы положить конец этому соперничеству, Черчилль и предложил объединить капиталы. Вопрос только в том, что предложенный им альянс был в принципе невозможен.

Если говорить об "общих этнических корнях", то их у США и Англии не существует. В 1946 году американцы английского происхождения составляли лишь 10% населения Соединенных Штатов. Сегодня их чуть больше 7%. В Британской империи англичане составляли чуть более 6% населения. Сегодня английский король сохраняет за собой статус монарха 15 государств – Соединенное Королевство, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Белиз, Ямайка и др. Численность лиц английского происхождения превышает 50% только в Англии и Уэльсе. В остальных королевствах они составляют меньшинство. У стран, представляющих смесь самых разных наций и рас, не было и нет "общих ценностей".

Хуже всего то, что ни Соединенные Штаты, ни Соединенное Королевство нельзя назвать "государствами" в классическом понимании этого слова. Главный признак государства – наличие легитимной власти. Однако США и Англией правят не их правительства, а транснациональные группы. И они руководствуются исключительно жаждой личного обогащения, что исключает какой-либо межгосударственный союз.

Между транснациональными группами возможно равновесие. Оно возникает, когда ни одна из указанных групп не может раздавить другую. И тогда кланы могут совместно наброситься на тех, кто слаб. Вопрос только в том, что ни во времена Черчилля, ни сегодня между англосакскими группами нет равновесия.

В период, когда была произнесена Фултонская речь, США обладали крупнейшей экономикой в мире. И в Британской империи они видели не "партнера", а потенциальную жертву. Тем более что Британия имела самую огромную территорию на Земле и, соответственно, обладала самыми крупными на планете запасами ресурсов. В то же время Лондон по итогам Второй мировой войны оказался в долговой зависимости от Вашингтона. Воспользовавшись ситуацией, американцы содействовали отделению от Англии Индии, а затем африканских колоний.

Точно так же они действуют и сейчас. В последнее время во всех владениях британского короля по команде активизировались республиканские движения. На Ямайке они добились согласия правительства на проведение референдума о введении республиканского правления. Этот плебисцит должен пройти в этом году. И никто не сомневается в его результатах. Ведь на введении республиканского устройства настаивают Соединенные Штаты, по отношению к которым Ямайка находится в долговой зависимости. В случае провозглашения Ямайкской республики рискует сработать эффект домино. За проведение таких же плебисцитов выступают ведущие политические силы Австралии, Канады, Новой Зеландии. В конечном итоге владения британского короля могут сузится до размеров Англии. В таком случае экономические потенциалы Лондона и Вашингтона станут настолько несравнимы, что американцы просто проглотят "партнера".

Англичане стараются действовать зеркально. В 2019 году американское и английское правительства заявили о намерении закрепить "особые отношения" соглашением о свободной торговле. Эта инициатива не получила развития. И тогда Лондон решил подписать соглашения о свободной торговле ("меморандумы о взаимопонимании") с отдельными штатами. На сегодняшний день такие документы подписаны с семью субъектами американской федерации. Еще с пятью – в стадии подписания. При этом британские политики используют переговоры о свободной торговле, чтобы публично поощрять американский сепаратизм. Так, в 2023 году штат Техас посетил один из лидеров правящей в Англии Консервативной партии Борис Джонсон. Формально экс-премьер-министр приехал, чтобы содействовать переговорам о свободной торговле. Фактически использовал свой приезд, чтобы поддержать республиканскую администрации штата в ее противостоянии с Вашингтоном. Некоторые положения "меморандумов" о свободной торговле подрывают монополию федерального правительства США на внешнюю торговлю.

И последнее. Англосакские политики, следуя Черчиллю, вновь решили совместно пойти на Россию. Однако противоположные интересы их финансовых групп неизбежно этот альянс подорвут. Рано или поздно они вцепятся в глотки друг другу.