Югославия-99: провокация по втягиванию России в мировую войну
24 марта 2024 года исполнится 25 лет со дня начала операции НАТО "Союзная сила". В этот день в 1999 году генсек Североатлантического альянса отдал приказ начать военные действия против Союзной Республики Югославии. Авиация США, Англии, Франции, Италии, Германии, Испании, Турции, Нидерландов сразу же подвергла массированным бомбардировкам Белград и другие мирные города. Сербии был нанесён огромный экономический и экологический ущерб.
В этих условиях парламент Союзной Республики Югославии проголосовал за присоединение к Союзу России и Белоруссии. Российский парламент собрался на экстренное заседание и полностью поддержал сербских коллег. Он порекомендовал президенту и правительству незамедлительно начать подготовку к объединительному процессу. Кроме того, Госдума рекомендовала немедленно направить на помощь Югославии военных советников и оружие. Однако в итоге предложения парламента не были реализованы. Югославское руководство приняло предъявленный ему Западом "мирный план", в соответствии с которым вывело свои войска из Косова. На территорию сербской автономии вошли подразделения НАТО. Могли ли события развиваться по-иному? Следовало ли России ввязаться в балканский конфликт?
Интересный комментарий в канун 25-й годовщины опубликовало The Wall Street Journal. Американское издание напомнило, что в тот период политику в области безопасности координировал секретарь Совета безопасности РФ Владимир Путин. Он должен был учитывать, что Россия уже была вовлечена в один конфликт – на Северном Кавказе.
Кроме того, The Wall Street Journal обратило внимание на следующую "деталь". Официальной целью операции НАТО "Союзная сила" декларировалась "защита косовских албанцев". На тот момент албанские боевики, спонсируемые Западом, развязали полномасштабные военные действия против югославской армии. Однако реальная подоплека событий 1999 года была в ином.
После распада СССР США стали обладателем самой мощной армии на планете. В рамках Североатлантического договора Вашингтон взял на себя ответственность за обеспечение безопасности европейских стран. Это позволяло поддерживать статус сверхдержавы, но в экономическом отношении вело к созданию конкурента. Ответственность за обеспечение безопасности Европы вела к увеличению военных расходов США. Такие затраты ложились дополнительной нагрузкой на американской бюджет. Напротив, страны Европы имели возможность минимизировать расходы на оборону. Благодаря этому европейская экономика получила конкурентные преимущества. Европейцы могли направлять высвободившиеся средства на развитие.
В 1992 году 12 стран Европы подписали Маастрихтский договор, который де-юре положил начало возникновению Европейского союза. Соглашение предполагало не только экономическое объединение, но и создание единой финансовой, а в перспективе и политической системы. В рамках Евросоюза предусматривалось создание единого центробанка и валюты под названием "евро". В июне 1998 года в соответствии Маастрихтским договором заработал Европейский центробанк, а с 1 января 1999 года он официально стал эмитировать единую европейскую валюту – евро. Причем эта денежная единица сразу же была наделена статусом международной резервной валюты. В этом статусе она сразу же заняла конкурирующее положение по отношению к доллару США. Это представляло особенную угрозу, если учесть тот факт, что европейский экономической потенциал был выше американского. В 1999 году в состав ЕС вошли экономики, на которые в совокупности приходилось 25% мирового ВВП. В это же время на экономику США приходилось 15% мирового ВВП.
По утверждению The Wall Street Journal, уже тогда США стали проектировать сценарий общеевропейской войны. Его суть заключался в том, чтобы столкнуть Европу с Россией, после чего… дистанцироваться от европейцев. В этом случае странам ЕС пришлось бы не только резко увеличить военные расходы, радикально снизив конкурентоспособность экономик, но и обратиться за помощью к США. В таком случае у Штатов возникло бы новое "окно возможностей" для обогащения. Американцы получили бы возможность навязывать Европе кредиты и поставлять оружие, не ввязываясь напрямую в конфликт.
Неудивительно, что с начала 1997 года в военных академиях США активно отрабатывались сценарии столкновения НАТО с Россией и Китаем. Один из таких проектов предусматривал в качестве первопричины российско-украинский конфликт, второй – конфликт на территории бывшей Югославии. Последняя была избрана неслучайно.
В то время как подавляющее большинство европейских стран являлись моноэтническими, Югославская федерация представляла собой исключение. К моменту распада в ней проживало восемь крупных народов и несколько десятков более мелких этнических групп. Один из народов, а именно сербы, имел общие религиозные корни с Россией. Русская и Сербская православные церкви исторически были тесно связаны. Предполагалось, что в случае возникновения конфликта на Балканах, Россия не сможет не ввязаться.
Тем более что это был единственный европейский регион (не считая Украины), где еще размещались российские подразделения. Они были введены в Боснию и Герцеговину и Хорватию в 1992 году в рамках миротворческой миссии ООН. В 1999 году этот контингент достиг максимальной численности в 5200 человек и против него постоянно осуществлялись провокации. В случае расширения балканского конфликта атака на российский контингент рассматривалась бы как атака на Россию.
The Wall Street Journal обращает внимание на еще одну интересную "деталь". Всего за несколько дней до начала операции "Союзная сила" НАТО под давлением США приняло в свой состав Польшу, Чехию и Болгарию. Сразу после начала бомбардировок Югославии список официальных кандидатов на вступление пополнился за счет Болгарии, Румынии, Словакии, Словении, стран Балтии, Албании. Такой шаг имел только один смысл: вплотную приблизить армии ЕС к границам России.
The Wall Street Journal делает вывод: сценарий большой войны в Европе был запущен, но в конечном итоге не реализован. Как видим, те лица, которые отвечали за безопасность России в тот период, действовали правильно.
Добавим, что большая заслуга в срыве плана провоцирования большой войны также принадлежала российским миротворцам. Они блестяще провели операцию по занятию аэропорта Слатина "Приштинский бросок". Они с честью выполнили свой долг.