НАТО не удастся "закрыть" Балтийское море и Арктику
13 августа 2024 года Владимир Путин подписал указ об образовании Морской коллегии при президенте России. Поводом к созданию нового органа послужила подготовка к денонсации Конвенции по морскому праву. Речь идет о документе, разработанном по поручению ООН в 1982 году и ратифицированном на сегодняшний день 169 государствами.
Указанное международное соглашение было разработано с формальной целью урегулировать противоречия, связанные с разграничением морских вод и эксплуатацией Мирового океана. Дело в том, что в морском праве существовало и существует два направления.
Одно из них берет начало с идей голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645). Его концепция "Mare liberum" ("Открытое море") гласит: Мировой океан является международной территорией, каждая нация вправе свободно пользоваться его просторами. Согласно этой доктрине, под юрисдикцию государств может подпадать только узкая полоса вдоль побережья – "на расстоянии полета пушечного ядра". Эта концепция получила признание в так называемом "континентальном" праве.
Другое направление исходит из концепции английского юриста Джона Селдена (1584–1654). Его доктрина "Mare clausum" ("Закрытое море") гласит: Мировой океан подлежит разделению между отдельными нациями. Этой позиции придерживаются англосаксонские страны.
Стоит также упомянуть об особой позиции США. Одной из причин провозглашения независимости Соединенных Штатов являлось стремление местных колонистов закрепить за собой право на часть океанского пространства. В связи с этим в законодательстве США изначально было закреплено положение о том, что суды присяжных вправе рассматривать вопросы о принадлежности морских вод "по законам страны, а не по законам наций". Данная норма нашла отражение в Билле о правах Соединенных Штатов Америки. В дальнейшем к ней добавился еще один пункт.
В 1825 году Верховный суд США признал частью американского права "Доктрину открытия". Последняя гласит, что американцы имеют право на все земли или моря, некогда открытые их англосакскими предками. Это положение было дополнительно закреплено указом президента США Гарри Трумэна от 28 сентября 1945 года. В документе декларировалось, что Вашингтон вправе в одностороннем порядке устанавливать свою юрисдикцию над международными водами.
Предполагалось, что конвенция по морскому праву станет компромиссом и объединит два подхода. Однако на практике получилось наоборот. Согласно документу ООН, декларировалась свобода судоходства в Мировом океане. При этом за каждой державой была закреплена юрисдикция над 12-мильной (22 км) морской зоной, отсчитываемой от исходных точек побережья. Также странам было предоставлено право на приоритетное экономическое освоение 200-мильных зон, отсчитываемых от исходных точек побережья. Государствам, не имеющим выхода к морю, гарантировался свободный доступ к нему – без налогообложения перевозок через транзитные страны. Наконец, эксплуатация ресурсов остальной части Мирового океана была передана в компетенцию Международного органа по морскому дну, базирующегося на Ямайке. В случае же возникновения противоречий высшим арбитражным органом определялся Международный трибунал по морскому праву в Гамбурге.
В то же время четкий механизм установления исходных точек для определения размеров перечисленных выше зон не был разработан. Отсутствовал и механизм обеспечения свободного судоходства в условиях возникновения санкционных войн. Не были регламентированы и полномочия Международного органа по морскому дну. Что же касается Гаагского арбитража, то он оказался в юрисдикции ЕС и обязался подчиняться его правилам.
Такая ситуация возникла по причине того, что разработкой документа занимались американцы. Автором проекта конвенции стал координатор программы по изучению океана Международного центра им. В. Вильсона в Вашингтоне Арвид Пардо. При этом сами американцы в конечном итоге отказались признавать документ. В 2007 году комитет по иностранным делам Сената проголосовал за ратификацию договора, но затем полный состав Конгресса выступил против. Как следствие, авторы документа поставили себя над ими же разработанными "правилами".
На этом основании США, опираясь на "Доктрину открытия", продолжили присваивать себе целые куски Мирового океана. Больше того, стали выдвигать претензии и на чужие территории. Так, несколько лет тому назад Аляска официально объявила "первооткрывателем" Северного морского пути американца Джорджа Делонга. На этом основании администрация штата приняла документ с официальными претензиями на российские остров Врангеля, Новосибирские острова и др.
Следуя примеру "старшего брата", исполнять конвенцию ООН отказались и те западные страны, которые ранее ее ратифицировали. Так после начала СВО Швеция, Финляндия, Эстония и Латвия заявили о намерении заблокировать свободный проход российским кораблям по Балтике.
В таких условиях России не осталось ничего иного, как начать подготовку к выходу из конвенции ООН и созданию механизма правовой и силовой защиты своих морских интересов. На реализацию этих задач и направлено создание Морской коллегии. При этом следует понимать, что речь не идет о копировании англосакских доктрин. Не идет речь и о возврате к идеям голландца Гуго Гроция. Россия всегда была самостоятельным субъектом международного морского права. Одним из первых разработчиков правил международного судоходства являлся Михаил Васильевич Ломоносов. В Российской империи было создано одно из первых в мире обществ по разработке международного морского права. Это произошло в 1905 году. Именно Россия добилась принятия первых в мировой истории международных конвенций по морскому праву. Речь идет о 8 соглашениях, регулирующих судоходство в Мировом океане и сегодня. Они были приняты по инициативе российского правительства на Второй Гаагской мирной конференции 1907 года. Советский Союз принял один из первых в мире систематизированных кодексов торгового мореплавания. Это произошло в 1929 году. Поэтому можно не сомневаться: все разработки Морской коллегии будут российскими и исходить будут из российских интересов.