Провокация главы Тайваня будет иметь последствия
Глава тайваньской администрации Лай Циндэ решил переквалифицироваться в провокаторы. В интервью местным СМИ он заявил: если власти КНР стремятся вернуть Тайвань, то прежде должны выдвинуть территориальные претензии России. Цитата: "Если это [воссоединение Тайваня с Китаем] ради территориальной целостности, то почему бы не вернуть оккупированные Россией земли, которые были переданы по Айгунскому договору? Россия сейчас находится в самом слабом положении".
Оставим на совести выпускника Гарвардской школы общественного здравоохранения заявления о "слабости" России. Небольшой экскурс в историю "территориального вопроса" для бывшего консультанта по травматологии.
В XIV веке Китай, как считается, освободился от монгольской зависимости. Власть перешла к династии Великая Мин, которая была представлена этническими китайцами – хань. В состав образованного ею национального государства вошли южная и центральная часть современного Китая, в т. ч. Тайвань. Постепенно это образование достигло высокой степени экономического, технического и культурного развития, создав мощный флот и осуществив великие географические открытия. Однако в первой половине XVII века империя Мин оказалась втянута в гражданскую войну, вызванную неурожаем, наводнениями, эпидемией и гиперинфляцией. И этим не замедлили воспользоваться иностранцы.
Всё это время к северу от Великой Китайской стены господствовали кочевые тунгусские и монгольские племена. Они считали себя наследниками империи Чингисхана и исторически враждовали с земледельцами-хань. Именно эти племена воспользовались китайскими неурядицами. В 1644 году в империю Мин вторглись тунгусы. Конкретно – маньчжуры, населявшие территорию современной китайской Маньчжурии. Они опирались на военную поддержку голландцев и с их помощью к 1683 году завоевали всю территорию Китая. Причем Тайвань оказался регионом, который дольше других оказывал сопротивление. В стране утвердилась маньчжурская династия Великая Цин, смотревшая на хань как на покоренное население.
Одновременно маньчжуры осуществили экспансию и на других направлениях. В 1643 году они разгромили и покорили племена Приморья, после чего вступили в борьбу с русскими казаками Приамурья и Забайкалья. Несмотря на малочисленность, казаки упорно сопротивлялись. Однако после окончательного разгрома империи Мин силы оказались неравными. В 1689 году представители Русского царства и династии Цин подписали Нерчинский договор. Русские согласились на заселять Приамурье и Приморье. В то же время восточный участок границы Русского царства не получил четкого географического обозначения. Тем самым вопрос о юридической принадлежности Дальнего Востока окончательно не был разрешен. Он вновь всплыл, когда империя Цин, как и ранее империя Мин, пришла в упадок. Этому упаду способствовали действия англосаксов.
В XIX веке Китай стал объектом экспансии со стороны Англии, Франции, США, Японии и ряда других западных стран. Каждое из этих государств откусило себе какой-то кусок Поднебесной. В частности, Токио захватил Тайвань. Одно время империя Цин вообще балансировала на грани распада, а в ее столице хозяйничали англо-французы. Перед лицом гибели маньчжурская династия была вынуждена обратиться за помощью к России.
В 1858 году между Цин и Российской империей было достигнуто соглашение об установлении союзных отношений. Для реализации договоренностей две страны урегулировали пограничный спор. Тогда они подписали Айгунский договор, а в 1860 году Пекинский. Первый установил русско-цинскую границу по реке Амур, а второй – по реке Уссури и озеру Ханка. Соответственно, Айгунский договор закрепил за Россией Приамурье, а Пекинский – Приморье. Именно об этих соглашениях и упомянул Лай Циндэ.
Но, во-первых, Приморье и Приамурье никогда не принадлежали Китаю. До середины XIX века, как мы написали, их юридический статус не был урегулирован. Фактически они были захвачены маньчжурами и считались личными владениями династии Цин. Точно так же, как и сама Поднебесная в этот период являлась личным владением маньчжурских императоров.
Во-вторых, Китай освободился от иностранной зависимости в 1912 году. Тогда китайцы свергли династию Цин и задекларировали намерение восстановить национальное государство. Они провозгласили Китайскую республику, продолжателями которой одновременно считают себя и КНР и Тайвань. Указанная республика официально никогда не претендовала на Приморье и Приамурье. Единственные ее претензии относились к Туве (Тыве), которая вошла в состав РСФСР только в 1944 году. Однако и этот вопрос был урегулирован в 1945 году, когда правительства СССР и Китайской республики подписали договор о взаимном признании границ.
Наконец, в 2002 году министерство внутренних дел Тайваня официально подтвердило отсутствие претензий на какие-либо российские территории. В этой связи заявления главы тайванской администрации о пересмотре Айгунского договора с точки зрения местного законодательства являются антиконституционными.
В-третьих, международно признанным представительством китайского народа является правительство Китайской Народной Республики. В 2001 году оно подписало с Россией договор о взаимном признании границ. Никаких неурегулированных территориальных вопросов между Москвой и Пекином не существует. В свою очередь ООН признает Тайвань частью КНР. Поэтому о взаимоотношениях между Россией и Китаем тайванская администрация не имеет права даже тявкать.
И последнее. Если на то пошло, статус самого Тайваня был определен на Ялтинской конференции 1945 года лидеров СССР, США и Англии. По нему Рузвельт, Сталин и Черчилль определили, что остров, принадлежавший на тот момент Японии, подлежит возврату Китаю. Советский Союз, Соединенные Штаты и Соединенное Королевство выступили гарантами реализации этого постановления. И теперь Россия, как продолжательница СССР, вправе добиться его исполнения.