Чехия обязана вернуть золото, украденное у России
105 лет тому назад, 18 ноября 1919 года, произошло ключевое событие в истории одного из самых масштабных ограблений в российской истории. В этот день в Иркутске был основан "Legiobank" или "Банк Чехословацких легионов". Чтобы понять значение этого события, необходимо вспомнить о следующих фактах.
Перед Первой мировой войной Российская империя являлась не только быстрорастущей экономикой, но и обладала вторым (после США) золотым запасом. Согласно отчёту Госбанка, к концу 1913 года он составлял 1695 тонн. В эту цифру включены 1312,5 тонны централизованных резервов и 382,5 тонны монетарного золота, оказавшегося на депозитах коммерческих банков и в обращении у населения.
В 1914 году Российская империя вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией. В ходе конфликта значительную часть слитков пришлось потратить на закупку оружия в Англии и США. Большую часть закупленного вооружения российское правительство так и не получило. Как следствие, к Октябрьской революции 1917 года, с учётом золота, добытого во время войны, резерв России сократился до 852,5 тонны.
Более половины оставшихся резервов были перевезены в Казань. Туда же были доставлены монеты и слитки из региональных отделений Госбанка – Воронежа, Тамбова, Самары, Курска, Могилева, Пензы и др. Всего к лету 1918 года в Казани оказалось 505 тонн желтого металла. В этот период город оказался в зоне действий Чехословацкого корпуса (легиона).
Это формирование было создано по инициативе Чехословацкого национального совета. Сам совет был образован в Париже в 1916 году из числа чешских и словацких эмигрантов, связанных с бизнес-кругами США и Англии. В частности, их глава Томаш Масарик получал финансовую помощь от одного из архитекторов ФРС, директора Национального банка Чикаго Чарльза Крейна.
На тот момент Чехия и Словакия входили в состав Австро-Венгрии. Национальный совет декларировал своей целью создание самостоятельного чехословацкого государства. Для достижения "независимости" Масарик инициировал создание на территории России "добровольческой" чехословацкой армии. Её предполагалось создать из числа военнопленных австро-венгерской армии чешского и словацкого происхождения. В реальности же в Чехословацкий легион набирали представителей разных национальностей – поляков, сербов, хорватов, словенцев, румын, итальянцев и даже галичан. За их счёт в Чехословацкий корпус удалось набрать до 60 тысяч человек. Отличие легиона от других формирований заключалось в том, что формально учреждённый как часть Русской армии он был подчинён правительству Франции.
Задачи подразделения были четко определены в заявлении заместителя Масарика Эдварда Бенеша на имя британского министра иностранных дел Артура Бальфура: "Национальный совет считает, что может оказать неоценимую услугу союзникам и Англии, облегчив интервенцию в Россию… и дав необходимую базу для японской и американской интервенции". За эту "услугу" ожидалось содействие в создании Чехословацкой республики. Так чехословаки стали ударной силой военной интервенции против Советской России.
Весной 1918 года Чехословацкий корпус, дислоцировавшийся вдоль железнодорожного пути от Пензы до Владивостока, выступил против советской власти. За короткий срок легионеры захватили Сибирь, Урал, Дальний Восток, большую часть Поволжья.
Из Лондона, Парижа и Вашингтона легиону ставили задачу по провоцированию резни. С ней легионеры успешно справились. Они массово жгли, вешали, расстреливали, забивали насмерть военнопленных, мирных граждан. Террор Чехословацкого корпуса послужил причиной принятия декрета большевиков о "красном терроре", в ответ на который последовал "белый террор". С этой точки зрения Чехословацкий мятеж справедливо считается началом широкомасштабной гражданской войны в России.
Ещё одна цель легиона заключалась в грабеже. Её сформулировал Томаш Масарик в приказе командованию Чехкорпуса от 18 августа 1918 года: "Под влиянием обстоятельств Вы должны остаться в России… чтобы за счёт российских природных ресурсов и богатств создать материальную и финансовую базу будущего чехословацкого государства". Интересно, что приказ был передан из Вашингтона.
Легионерам удалось захватить золотой запас, расположенный в Казани. За время его пребывания в руках чехословаков он "усох" на 187,63 тонны. По подсчётам историков, к рукам представителей Чехословацкого легиона прилипло 48,9 тонны. Кроме того, в 1918-1919 годах легионеры вывезли из России 40 тыс. товарных вагонов, набитых разным добром, а также оборудование 105 промышленных предприятий. Помимо этого, чехословаки присвоили акции 150 промышленных и 95 торговых организаций, часть активов которых находилась за рубежом. Оставалось распродать это имущество, после чего легализировать и вложить вырученные средства. Для этой цели и был учрежден "Легионбанк", о котором сказано выше. Его учредителем выступило командование Чехословацкого корпуса.
К моменту образования банка Первая мировая война закончилась. Австро-Венгрия распалась, и на ее обломках возникла "независимая" Чехословакия. Вначале она обладала достаточно слабой экономикой, но быстро стала расти за счёт притока легионерских средств. Достаточно привести один факт. На момент создания "Легионбанка" Чехословацкая республика обладала золотым запасом всего в 6 тонн. Спустя год за счёт легионерских поступлений он вырос втрое – до 18 тонн. Всего же, по подсчётам историков, чехословакам удалось выручить от грабежа России до 3 миллиардов рублей, что тогда было эквивалентно 2330 тоннам золота. Эти средства позволили Чехословакии создать высокоразвитую промышленность. Причём часть средств чехословаки ещё и инвестировали в экономики США, Англии, Франции, Японии.
После бегства интервентов в 1920 году советское правительство неоднократно поднимало вопрос о выплате Чехословакией компенсации. Этот вопрос формально был урегулирован после Второй мировой войны. Тогда между Чехословакией и СССР была достигнута договоренность о передаче Москве в качестве "компенсации" 20 тонн золота. Одна деталь: в годы Второй мировой войны чехословацкий золотой резерв оказался в Англии. И прежде, чем передать слитки Москве, их требовалось вернуть из Лондона. Британцы же под различными предлогами отказывались это сделать. Как следствие, "компенсация" не получена до сих пор.
И последнее. В 1999 году между правительствами Российской Федерации и Чешской Республики было заключено соглашение о взаимном содержании военных захоронений. В соответствии с ним в России было воздвигнуто несколько десятков памятников чехословацким легионерам. Пик их возведения пришёлся на президентство Дмитрия Медведева. На всех постаментах интервенты представлены "жертвами" Гражданской войны. На сегодняшний день такие памятники существуют в Челябинской, Оренбургской, Свердловской, Иркутской, Курганской, Пензенской, Саратовской, Самарской, Тюменской, Ульяновской областях, в Красноярском крае, Татарстане, Приморье, Бурятии. Получается, мы не только не защищаем свою историческую память, но ещё и увековечиваем тех, кто грабил, мучил, убивал наш народ.