Территориальная битва сверхдержав в Арктике
В марте 2025 года прошли выборы гренландского парламента, на которых 91,61% голосов набрали сторонники независимости. Последние объединились и сформировали правительство, которое приняло присягу 7 апреля 2025 года. Главой кабинета стал бывший спортсмен Йенс-Фредерик Нильсен, выступающий за постепенное отделение от Дании. Приступив к должности, он сделал ряд заявлений, одно из которых касалось России. Бывший игрок в бадминтон допустил хамские выпады в адрес Владимира Путина, после чего призвал запретить России рыбный промысел в водах, прилегающих к Гренландии. Оставим на совести лидера партии "Демокраатит" его, мягко говоря, своеобразное представление о дипломатии и политической культуре. Хамство западных политиков уже никого не может удивить. Куда интереснее заявление политика о запрете рыбного промысла России.
Следует уточнить, что все вопросы эксплуатации ресурсов Мирового океана регулируются Конвенцией ООН по морскому праву. Этот документ был принят в 1982 году и на сегодняшний день ратифицирован 168 странами, имеющими выход к морю. Среди стран-подписантов присутствуют Россия и Дания. Конвенция предусматривает принцип взаимности. Это означает, что одна страна может осуществлять вылов рыбы в исключительной экономической зоне другой страны при условии предоставления ей таких же возможностей в своей исключительной экономической зоне. В соответствии с этим правилом российские рыбаки периодически осуществляли вылов рыбы в исключительной экономической зоне Гренландии.
В то же время сама Гренландия формально не является участницей Конвенции ООН по морскому праву. И, судя по заявлениям гренландских политиков, не собирается стать участницей в случае обретения независимости. Исходя из этого Нильсен и предлагает уже сейчас, не дожидаясь формального отделения от Дании, запретить россиянам промысел рыбы. И у таких действий может быть еще одно, намного более опасное последствие.
Конвенция ООН по морскому праву закрепила за каждой страной морские зоны общей шириной в 224 мили (414,8 км). При этом допускается возможность расширения указанных зон. Для этого государству, претендующему на дополнительный участок, следует обратиться в Комиссию ООН по морскому праву. В своем обращении страна обязана привести доказательства того, что указанный участок является продолжением её континентального шельфа. Только в таком случае ее претензии могут рассматриваться как обоснованные.
В соответствии с этим положением Россия в 2002 году подала заявку в Комиссию ООН с просьбой признать частью российского континентального шельфа хребет Ломоносова.
Этот подводный горный массив простирается на 1800 км через весь Северный Ледовитый океан. Он тянется через Северный полюс от российских Новосибирских островов до канадского острова Элсмир, прилегающего к северо-западной Гренландии. Контроль над хребтом позволяет контролировать практически все крупнейшие арктические маршруты. Конкретно тот участок, претензии на который выдвинула Россия, позволяет контролировать Северный морской путь.
С геологической точки зрения хребет Ломоносова, как минимум до Северного полюса, является естественным продолжением Евразийского континента. Таким образом, заявка России была вполне обоснована. В то же время Комиссия ООН не отвергла, но и не удовлетворила российскую заявку. Затянув время, она дала возможность Канаде и Дании озвучить собственные претензии. Причем Копенгаген предъявил притязания фактически на весь хребет Ломоносова, в т. ч. ту его часть, которая проходит через российский Северный морской путь. Согласно заявлению датского правительства, весь подводный массив якобы является продолжением шельфа Гренландии.
С тех пор Комиссия ООН так и не вынесла решения о территориальной принадлежности подводного массива. Таким образом, датские претензии на российский арктический маршрут сохраняются. И в случае провозглашения "независимости" крупнейшего острова мира они автоматически перейдут ему. Еще раз подчеркнем: хребет Ломоносова заявлен продолжением шельфа Гренландии.
Заявляя об отказе соблюдать Конвенцию ООН по морскому праву, гренландские политики заранее отказываются и от попыток мирного урегулирования территориального вопроса с Россией. Тем самым уже сейчас, не дожидаясь провозглашения независимости, идут на обострение.
К этому стоит добавить, что аналогичного подхода придерживается только одна крупная страны. Соединенные Штаты являются единственным арктическим государством, не признающим Конвенцию ООН по морскому праву. В вопросах территориальной принадлежности Арктики Вашингтон руководствуется собственным законодательством.
Основные принципы этого законодательства были заложены в 1945 году Гарри С. Трумэном. Тогда 33-й президент США издал указ, которым закрепил за Соединенными Штатами "право" распространять свою юрисдикцию на любые морские пространства, которые пожелает. На основании этого нормативного акта Госдеп несколько раз объявлял своими те или иные морские акватории. Последний раз он это сделал в 2023 году. Тогда США в одностороннем порядке объявили о "расширении" своего континентального шельфа в Арктике и Беринговом море на 1 миллион кв. км. Причем часть "аннексированной" территории по Конвенции ООН относилась к исключительным зонам Канады и России. То есть, США внаглую объявили "своей" часть российской и канадской территорий.
С учётом приведённых фактов несложно догадаться, с кого гренландский премьер-министр берёт пример. Но в таком случае действия противников России могут иметь неожиданный оборот. Дело в том, что Конвенция ООН по морскому праву предполагает исключения. В случае агрессивных действий против одной из участниц конвенции такая страна вправе руководствоваться не нормами ООН, а собственным правом. И Россия должна этим правом воспользоваться.