Version: 1.0.2

Свобода от свободы в США

Юрий Городненко
Куда Вашингтон привел мечту об автономии индивидуума от социума.

Психологи выделяют в человеческом обществе огромное количество психотипов. Более того, считается, что практически каждый из нас наделен какими-то особенными, присущими только ему, неповторимыми чертами. Тем не менее в огромном психологическом разнообразии можно выделить две группы индивидуумов.

Одни принимают как неизбежность установки окружающей их социальной среды. Они исходят из того, что добиться успеха в социуме намного легче. И понимают, что для этого необходимо подчиняться существующим в социуме правилам.

Другие - это те, кто воспринимает любые ограничения, накладываемые обществом, как обременительные. Они не хотят подчиняться общественным правилам, если те противоречат их собственным установкам. Они хотят выстраивать отношения с социумом на принципах автономности.

Представители обоих психотипов присутствовали и присутствуют в любом обществе. Но тем, кто хотел строить отношения с социумом на принципах автономности, всегда было сложно ужиться в любой стране. Порой настолько сложно, что они готовы были отправиться куда угодно – лишь бы избежать давления общества.

Одним из таких мест и стал Новый Свет. Такое впечатление, что кто-то (тот, кто правит нашим миром) осознал – если для этой категории неспокойных граждан не создать где-то далеко образ их мечты о свободе, то они будут источником постоянных революций в местах своего постоянного проживания.

Таким «идеалом свободы» и стал Новый Свет. И сразу же вокруг него возникло несколько мифов.

Якобы там правящий класс не навязывал своим гражданам никаких идеологем, позволял сохранять полную автономность от социума.

Будто бы только за океаном можно было достигнуть материального процветания и высокого социального статуса исключительно за счет своего таланта, энергии, целеустремленности, решительности, упорства.

Наконец, только в Соединенных Штатах «существовал идеологический плюрализм» (отсутствие официальной идеологии было закреплено первой поправкой к конституции США).

Притягательность этих мифов оказалась настолько огромной, что они, несмотря на все разоблачения, просуществовали несколько столетий. И только в XXI веке начало приходить понимание, что никакого «идеала свободы» в Соединенных Штатах нет. Нет здесь никакой социальной мобильности. Более того, согласно исследованию известной американской аналитической компании YouGov, по этому показателю США оказались на предпоследнем месте среди всех развитых экономик мира. Из развитых и развивающихся экономик более низкая социальная мобильность только в Великобритании.

Социальный статус среднестатистических американцев, по данным все той же YouGov, сегодня, как правило, соответствует социальному статусу их родителей. По этой причине американские социологи больше не говорят о своей стране как о «стране возможностей». Этот термин применяют к Дании, Швеции, в ряде случаев к Германии, Франции и даже России. Но только не к США.

По данным ООН, 20 % американцев живет за чертой бедности. Ни они, ни их дети, как следует из доклада Организации Объединенных Наций, не имеют никаких шансов вырваться из нищеты. Даже имеющие постоянную работу граждане США могут сводить концы с концами лишь благодаря государственным субсидиям. Пример: работники сети супермаркетов Wal-Mart, которые выживают только благодаря талонам на питание от правительства. И на этом фоне Дональд Трамп затеял налоговую реформу, которая предполагает резкое сокращение социальной помощи и перераспределение налоговой нагрузки с богатых на бедных.

Наконец, в Соединенных Штатах давно уже нет столь разрекламированного некогда «идейного плюрализма». Несмотря на конституционный запрет на официальную идеологию, правящие группы жестко и последовательно навязывают одну идею – либерализм. Причем под «либерализмом» почему-то понимается свобода исключительно для богатых, что и демонстрируют налоговые новации нынешнего президента.

Все идеологические течения, которые выступают за принцип социальной справедливости, безжалостно подавляются.

Так, еще в 1919 году была создана Комиссия сенатора Овермэна, с подачи которой практически все левые движения и независимые профсоюзы были признаны «антигосударственными».

Еще позже был введен законодательный запрет и уголовное преследование за любую политическую деятельность, направленную на отстаивание идеи социальной справедливости (закон Браунелла–Батлера, Акт о контроле за коммунистами от 1954 года и др.). И таких примеров фактического навязывания обществу определенных идеологем (в обход первой поправки конституции США) в американском законодательстве множество.

Сами создали страну, в которой задекларировали отсутствие какой-либо официальной идеологии.

Сами завлекли в нее огромное количество мигрантов, которым были чужды социальные или идеологические ограничения.

Сами обманули их, навязав, вопреки декларациям, выгодную правящим группам идеологию.

Сами же эту идеологию и извратили, лишив ее базового содержания.

Отцы либерализма считали ключевым элементом либеральной идеи гарантии гражданских прав и свобод. В США их подменили «потребительским плюрализмом».

Либерализм предполагал свободу отстаивать свои общественно-политические взгляды. Жителям Соединенных Штатов Америки оставили «право» потреблять те информационно-политические мифы, которые навязывает правящий класс.

Либеральная идея предусматривает демократию, свободу выбирать себе власть. Гражданам США оставили лишь функцию легитимизировать правящую политическую элиту - формально участвуя в голосовании.

Мечтали об автономии от социума, а получили самый жесткий диктат.

Другой взгляд
Чем ответит Донецк