Террорист, нацист, пациент со справкой
Тому, кто не был в Киеве каких-нибудь три года назад, сложно представить, во что сегодня превратили некогда цветущий город. Изгадили центр. На Крещатике уже нет тех прекрасных каштановых аллей, которыми прежде славилась главная улица столицы. На Институтской со времен Евромайдана стоят зловещие кресты. А от некогда оживленной центральной площади, места встречи влюбленных пар, веет смертельным холодом.
Но хуже всего то, что по всей столице устроили вакханалию переименований. Конечно, кампании с массовой сменой названий были и раньше, особенно при Кравчуке. Но сегодня они носят уже не выборочный, а тотальный характер. Настолько масштабный, что не только приезжие, но и сами киевляне перестали ориентироваться в собственном городе.
И эта кампания, судя по всему, крайне далека от завершения.
Последняя инициатива – переименовать Искровскую улицу на Соломенке в улицу Джохара Дудаева. Такое предложение на рассмотрение Киевсовета внесла партия львовского мэра "Самопомощь", и оно уже включено в повестку дня предстоящей сессии.
Эта инициатива примечательна тем, что как лакмусовая бумажка отражает весь абсурд ситуации с переименованиями.
Абсурд в том, что право решать за киевлян, какими будут названия их улиц, взяла на себя партия, фактически представляющая лишь один регион – Галичину. Почему-то земляки львовского градоначальника уверовали, что только у них есть право на обладание исторической правдой. И это при том, что Галичина большую часть времени вообще не была связана с историей остальных украинских земель. Участвовать в жизни всего украинского народа она начала относительно недавно – в 1939 году.
Абсурд в том, что сам Дудаев был организатором международного терроризма в Чечне. И это было признано многими судебными органами, в т. ч. международными. Только один санкционированный им теракт в Буденновске в 1996 году унес жизни 147 женщин и детей. И этот случай далеко не единственный.
Абсурд в том, что этот деятель никакого отношения ни к истории Киева, ни к истории Украины не имел. Он занимался террористической деятельностью в Чечне.
Наконец, абсурд в том, что Дудаев в тот короткий отрезок времени, пока служил на Украине (в Полтаве), отметился лишь тем, что был убежденным коммунистом, отвечавшим за политическую работу с личным составом авиадивизии и пропагандировавшим идеи "единства советского народа".
Переименовывать улицу в честь человека, занимавшегося распространением коммунистических идей на украинской земле, с точки зрения сегодняшней политики киевского режима выглядит как минимум гротескно.
Впрочем, это далеко не единственный случай, когда под лозунгом борьбы с "имперским прошлым" киевские улицы называют именами тех, кто поддерживал идеи союза с Россией. Еще и объявляют этих персонажей "националистами".
Площадь Анатолия Луначарского на Левом Берегу назвали в честь создателя "украинства", писателя Пантелеймона Кулиша. Но все дело в том, что Кулиш был ярым сторонником единства русских и малороссов, а также врагом всякого "самостийничества".
Улицу Чапаева в историческом центре назвали в честь идеолога "украинского консерватизма" Вячеслава Липинского. Липинский был по происхождению поляком и сторонником украинской государственности. Но при этом еще и всегда оставался прагматиком. И прекрасно осознавал, что украинское государство не сможет выжить в одиночку. Поэтому выступал за будущий военно-политический союз с Россией.
В пригородных Бортничах именем Василия Кука назвали бывший переулок маршала Буденного. Этот соратник Степана Бандеры был последним главой УПА и ОУН – организаций, запрещенных на территории Российской Федерации, Польши и еще ряда стран. Жертвами этих структур стали более сотни тысяч простых советских и польских граждан. Но самое интересное, что Кук покаялся в своей прежней, преступной деятельности. Уже с 1960 года он выступал с призывами к признанию советской власти и "единству двух братских народов".
В честь наставника Бандеры, греко-католического митрополита Андрея Шептицького назвали бывшую улицу Луначарского. Но перед смертью Шептицький слал поклоны "великому маршалу непобедимой Красной Армии" Сталину, а советскую власть называл "ниспосланной Богом".
Именем главы Центральной Рады Михаила Грушевского, в честь которого названа центральная улица, хотят назвать еще и одну из площадей. Но все дело в том, что Грушевский был главой Центральной Рады всего несколько месяцев, а большую часть своей жизни преданно служил сначала Российской империи, а затем Советскому Союзу. При Сталине был советским историком и академиком Академии наук СССР.
Подобных примеров огромное множество. И все они свидетельствуют об одном: сколько бы ни старалась власть, сколько бы ни переименовывала города, улицы, но единственное ее достижение – еще более яркая демонстрация всем отсутствия у Украины собственной истории.
Не было у нее собственных героев. Не было – и нет.
Их неоткуда взять.
Советская власть, чтобы заменить прежние наименования, героизировала космонавтов, ученых, полководцев, рабочих. Но откуда такие герои найдутся в "независимой" Украине, если она собственными руками уничтожала науку, разрушила промышленность, отказалась от космонавтики, не смогла создать сильную армию?!
И осталась с одним-единственным периодом, никак не связанным с Россией, – с периодом нацистской оккупации (ряд улиц переименовали в честь таких нацистов, как гауптштурмфюрер СС Роман Шухевич).
А еще пробует лепить своих "героев" из сомнительных лиц.
Как это происходит – можно увидеть на примере такого курьеза: на Борщаговке одну из улиц переименовали в честь Анатолия Лупиноса. Но все дело в том, что этот участник инициированного Дудаевым налета на Буденновск был многолетним пациентом клиники для умалишенных.
А самое интересное нас ждет впереди. Что будет, когда закончатся и эти "герои" со справками?