Version: 1.0.2

За золото продать и душу

Юрий Городненко

В разные времена в "братских чувствах" к русскому народу клялись представители многих наций. Они призывали совместно создавать условия для развития и благополучия, ссылаясь на "общность" происхождения и "единство" ценностей. При этом настаивали на принципе "сильный должен помогать слабому". С учетом того, что Россия намного превосходила каждого из "братьев", она откликалась на их просьбы о помощи. Так, болгар спасала дважды.

Первый раз в 1877 году. Тогда османское правительство устроило резню болгар. При этом особенно бесчинствовали башибузуки, руководимые британскими и французскими инструкторами, и поймаки — этнические болгары, перешедшие в мусульманство. Причиной этих бесчинств во многом стало то, что в Родопских горах было обнаружено одно из крупнейших в Европе месторождений свинца и цинка, а в Кырджалийской области — золота. Эти богатства стали объектом притязаний со стороны английских, французских и немецких компаний. Чтобы начать их освоение, надо было очистить территорию от местных землевладельцев. И эти планы были бы реализованы полностью, если бы Россия не пришла на помощь.

Причем вначале российское правительство попыталось прекратить резню дипломатическим путем. Несколько раз император Александр II обращался к султану Османской империи с тем, чтобы прекратить истребление славян и предоставить им автономию. Но тот, поощряемый британцами, каждый раз отвечал отказом. Только когда все дипломатические средства были исчерпаны, Россия решилась на войну по освобождению болгар. Итогом стал разгром турецкой армии и создание независимого болгарского государства. Тут-то и проявилось специфическое понимание болгарами слова "братство". Получив от британцев и немцев обещания кредитования, они тут же забыли о жертвах России и бросились в объятия тех, кто способствовал их уничтожению.

Второй раз русские пришли на помощь болгарам в 1944 году. До этого, в 1941 году, болгарское правительство отвергло союз с СССР и вступило в коалицию с Гитлером. Вместе с немцами и итальянцами болгары приняли участие в оккупации греческой Македонии. Незамедлительно были проведены этнические чистки греков, в которых болгары превзошли своей кровожадностью и фашистов, и нацистов. Достаточно привести такие цифры: в ходе карательных операций в греческой Македонии итальянцы убили 9 тысяч мирных жителей, немцы — 21 тысячу, болгары — более 40 тысяч.

Понятно, что разгром нацистов грозил болгарской элите наказанием за это злодеяние. Чтобы избежать этого, София вновь обратилась за помощью к русским и вспомнила о своих "братских чувствах" к ним. Москва вновь пошла навстречу. Когда Греция с подачи США и Великобритании изгнала 20 тысяч болгар со своей территории, Москва санкционировала передачу Болгарии Южной Добруджи. Этот регион, принадлежавший ранее Румынии, был передан Софии согласно Парижскому договору 1947 года. Сделано это было в том числе для того, чтобы болгарское правительство смогло расселить здесь своих изгнанных соотечественников.

И вновь болгары продемонстрировали свое хамское отношение к русским. В 1989 году Болгария бросилась в объятия тех, кто санкционировал изгнание ее соотечественников из Греции. Дошла даже до того, что обвинила СССР в "оккупации", а Российскую империю — в "деспотии". Наконец, несколько дней назад болгарский МИД назвал разгром нацизма "вмешательством" Советского Союза "во внутренние дела" Европы. Произошло это в момент, когда канадская компания Dundee Precious Metals занялась активной золотодобычей в Родопских горах и в районе Софии.

Когда был нужен газ — прибежали к России. Как только канадцы поманили инвестициями в золотодобычу и в разработку минеральных ресурсов — ринулись к тем, кто исторически провоцировал их уничтожение.

Не удивительно, что с таким подходом болгарский народ оказался в списке самых быстроисчезающих в мире. Если в 1989 году в стране проживало 9,1 миллиона болгар, то ООН прогнозирует их сокращение до 4,5 миллиона уже в скором будущем. Они станут этническим меньшинством в собственной стране. Как видим, с возвратом англосаксов их программа конца XIX века успешно реализуется.

К этому остается добавить следующее. Россия всегда придерживалась принципа иммунитета народов. Этот принцип гласит: какие бы коллективные злодеяния ни осуществлялись — народы в этом невиновны. Виновны внешние силы, отдельные политики, социальные обстоятельства. Больше того, иммунитет народов требовал того, чтобы те из них, которые участвовали в геноциде, сами признавались "жертвами". Так было с немцами и их союзниками после Второй мировой войны. Их всех объявили "жертвами" Гитлера.

Но принцип иммунитета народов никак не объясняет тот факт, что некоторые из них стремятся не только к уничтожению других, но и к самоуничтожению. В этом контексте разве не настал момент относиться к ним так, как они того заслуживают? По крайней мере, Россия не обязана беспрерывно спасать тех, кто склонен к коллективному суициду.