Конституция должна остановить геноцид соотечественников
Вскоре россиянам предстоит принять участие в голосовании по внесению поправок в Конституцию.
Конституция – это публичный договор. Он заключается между властью (государством) и обществом. Соответственно, в его новую редакцию могут вносить предложения обе стороны, как и при любом соглашении.
Представители общества вносят свои предложения в созданную главой государства рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России. На сегодняшний день в этот орган поступило уже более 60 таких предложений и происходит их всенародное обсуждение. Подобная активность общества не может не радовать. Это свидетельствует о том, что гражданам России небезразлична судьба их страны.
Нынешняя правовая реформа должна устранить какие-либо противоречия в нашем законодательстве и повысить доверие общества к отечественной правовой системе. Одно из таких противоречий, которое, на мой взгляд, подлежит устранению, следующее.
Преамбула Конституции начинается со слов: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации...". Научное и юридическое определение термина "народ" предполагает, что это единая историческая общность, в которую входят и те, кто проживает внутри страны, и те, кто за ее пределами. Последние называются общим словом "диаспора" – в переводе с латинского "рассеяние". Таким образом современная юриспруденция не разделяет граждан страны и соотечественников, которые соотносят себя с этой страной. Не допускает она и ущемления прав диаспоры. Исключение составляет избирательное право, а также право занимать должности на государственной службе.
Но этот принцип нарушен в основном законе нашей страны. Задекларировав единство граждан Российской Федерации и соотечественников, наша Конституция ни словом не упомянула о правах и обязанностях последних.
Таким образом, часть общества оказалась лишена защиты со стороны Российской Федерации. Речь идет о выходцах или потомках выходцев из Российской империи, СССР и Российской Федерации – всех тех, кто, проживая за рубежом, сохраняет российскую ментальность, традиции, соотносит себя с Россией. По разным оценкам, численность таковых – от 25 до 35 миллионов человек. Большинство из них проживает в бывших республиках СССР, а также в США и в Германии. Все они оказались за рамками российского правового поля. И это несмотря на то, что такая ситуация противоречит Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 года.
Поясним. Российская Федерация, как продолжательница СССР и одновременно РСФСР, имеет два государствообразующих документа. Один – это Декларация об образовании СССР 1922 года. Другой – Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 года. При этом только во втором документе изложены принципы, которые в обязательном порядке должны быть заложены в Конституцию. В пункте 14-м которой декларируется, что Россия будет отстаивать интересы всего своего народа, т. е. и наших соотечественников. Как видим, Конституция вступила в противоречие с государствообразующим документом страны.
Подобная коллизия ведет к ситуации, когда наши соотечественники в других странах подвергаются дискриминации и при этом не подлежат защите со стороны российского государства. Ведь для того, чтобы государственные институты были наделены правом защищать представителей диаспоры, необходима нормативная база. Она формируется путем принятия соответствующих законов. Но законодательные акты являются лишь реализацией и конкретизацией тех принципов, которые заложены в конституцию. Недаром слово "конституция" происходит от латинского constitutio – "установление". Поэтому если в основном законе ничего нет о защите соотечественников, то этот вопрос вообще выпадает из сферы правового регулирования.
Ситуация зашла настолько далеко, что в ряде регионов планеты против наших соотечественников осуществляется политика, которая квалифицируется как геноцид. На сегодняшний день этот факт юридически признан в ситуации с Южной Осетией 2008 года и Донбассом с 2014 года. Есть достаточные основания квалифицировать создание института неграждан в Латвии и Эстонии также как геноцид.
Не решает эту проблему и упрощение процедуры получения российского гражданства. Ведь государства, из подданства которых соотечественники выходят при получении гражданства России, часто не признают этот факт. Они продолжают считать новых граждан Российской Федерации своими подданными.
Так происходит сегодня с жителями Донецкой и Луганской народных республик. Украина не признает их выход из украинского гражданства и использует факт получения российского подданства в качестве доказательства "антигосударственной деятельности". В итоге жители ДНР и ЛНР, получившие российское гражданство, становятся бипатридами. Как лица с двойным гражданством, они лишены возможности поступить на государственную службу в России. Если Украина возбуждает против них уголовные дела за псевдопреступления в рамках украинской юрисдикции и предъявляет им обвинения как гражданам Украины, то Российская Федерация не может брать их в этом статусе под свою защиту. Россия может защищать только тех, против кого возбуждаются дела как против граждан России.
В этой ситуации стоит прибегнуть к международному опыту. Он следующий.
В конституции КНР содержится упоминание о "соотечественниках" как части "всего китайского народа", а в статье 50 записано: "Китайская Народная Республика охраняет надлежащие права и интересы зарубежных китайцев, законные права и интересы китайцев-репатриантов и членов семей зарубежных китайцев".
В статье 6 основного закона Израиля "Израиль — национальное государство еврейского народа" о еврейской диаспоре пишется: "Государство будет заботиться об обеспечении безопасности евреев, а также граждан государства, оказавшихся в беде и в плену из-за их еврейского происхождения или гражданства. Государство будет действовать в Диаспоре для сохранения связи между государством и евреями".
Положения о защите всех немцев и французов есть в Основном законе ФРГ и в конституции Французской Республики.
Пришла пора и нам привести свое законодательство в соответствие с международной практикой. И начать следует с Конституции.