Россия заставит нацистскую Европу платить по счетам
27 октября 2020 года Солецкий районный суд Новгородской области принял решение по делу об убийстве 2,6 тысячи советских граждан в районе деревни Жестяная Горка.
Эти жители Новгородщины были замучены нацистами в 1942-1943 годах, а их останки обнаружены только в 2019-м. Резолютивная часть судебного постановления звучит следующим образом: "…Признать вновь выявленные преступления… военными преступлениями против человечества, как они определены в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала…, геноцидом этнических групп, представлявших собой население СССР - народы Советского Союза, как частью плана, заключавшегося в намерении нацистской Германии отделаться от всего местного населения Советского Союза путем изгнания и истребления его для того, чтобы колонизировать освободившуюся территорию немцами".
Значение нынешнего процесса сложно переоценить. Впервые за последние 35 лет отечественный суд осудил массовые преступления нацистов. Последний подобный открытый судебный процесс прошел в СССР в 1986 году. Тогда военный трибунал Белорусского военного округа приговорил к смертной казни одного из организаторов убийства жителей деревни Хатынь Григория Васюру. Затем по стране прокатилась горбачевская перестройка, и с 1989 года был издан целый ряд правительственных распоряжений, заблокировавших любые расследования нацистских злодеяний.
Тогда же было сдано в архив или вовсе уничтожено большинство уголовных дел по нацистским преступникам. С распадом СССР в России и вовсе началась реабилитация нацистов. Отправной точкой для этого послужила встреча президента России Бориса Ельцина с канцлером Германии Гельмутом Колем в 1992 году. Российский лидер дал обещание главе германского правительства пересмотреть все дела осужденных нацистских преступников.
Немедленно началась массовая реабилитация гитлеровских палачей, которая осуществлялась с нарушением всех юридических норм. Мало того что она проходила во внесудебном порядке, так еще и нацистских преступников фактически признавали "жертвами сталинского геноцида", что открывало им возможность для требования "компенсаций". Такая возможность была предусмотрена законом РСФСР 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий".
Подобное издевательство продолжалось вплоть до 1998 года, когда Верховный суд России запретил внесудебную реабилитацию. Окончательно же вопрос был закрыт в 2014 году. Тогда в Уголовном кодексе Российской Федерации появилась статья 354.1, которая предусматривала криминальную ответственность за отрицание фактов, установленных приговором Нюрнбергского трибунала, а также одобрение нацистских преступлений. С этого момента любой чиновник или судья, принимавший решение о реабилитации нацистских палачей, автоматически становился уголовным преступником.
Правда, потребовалось еще пять лет, чтобы были возобновлены ранее прекращенные расследования гитлеровских злодеяний, одним из которых и стало дело о событиях в районе Жестяной Горки. Что же касается решения Солецкого районного суда, то оно призвано заполнить тот правовой вакуум, который возник в нормативной сфере по вопросам предупреждения преступлений, направленных на уничтожение национальных, религиозных, социальных групп, а также наказания за подобные злодеяния.
Конкретно ожидалось, что новгородский процесс создаст юридическую основу для продолжения судебных преследований нацистских преступников, а также поможет определить правовой статус родственников жертв нацистских преступлений. Ведь, согласно юридической логике, не только жертвы нацизма, но и их потомки имеют право на восстановление политической, исторической и юридической справедливости, в т.ч. путем компенсации морального и материального ущерба. Этот ущерб должно возместить не российское государство, а страны, являющиеся продолжателями участниц "оси". К их числу относится большинство государств современного Евросоюза.
Здесь следует уточнить, что с конца 1950-х годов в отечественной юриспруденции получила распространение концепция, согласно которой единственным инструментом профилактики злостной преступности является метод убеждения. Конкретно речь шла об особо опасных преступлениях, к числу которых относились военные преступления, преступления против человечества, геноцид.
В соответствии с данной концепцией предполагалось, что для предупреждения подобных злодеяний достаточно проводить "эффективную разъяснительную политику". В частности, для борьбы с той же русофобией и ксенофобией на Западе достаточно было "доносить правду о преступлениях нацизма". При этом абсолютно не учитывался тот факт, что нацизм нашел в той же Европе массовую поддержку и не только нацистские преступники, но и их потомки отнюдь не горели желанием каяться за своих предков. Напротив, в ответ на каждую попытку "донести правду" следовало откровенное хамство.
В подобной ситуации юриспруденция предусматривает только один инструмент - метод принуждения. Но про него успешно забыли. Ведь этот метод включает в себя меры карательного, в т.ч. предупредительного характера, а подобные меры были осуждены в рамках так называемой десталинизации. Поэтому от процесса на Новгородщине ожидается, что он радикально поменяет правовую практику.
В тексте судебного постановления от 27 октября 2020 года, правда, стоит исправить небольшую техническую ошибку, которая может принести большие проблемы. В решении Солецкого суда речь идет о признании "военного преступления против человечества". Но в Уставе Нюрнбергского трибунала есть отдельно военные преступления, к числу которых относилось истребление военнопленных, а также преступления против человечества, к которым относилось уничтожение гражданского населения. При такой формулировке решение суда вступает в конфликт с приведенной нормой Уголовного кодекса об отрицании решений Нюрнбергского трибунала. Больше того, нивелируется право России быть учредителем современного мироустройства - в числе постоянных членов Совбеза ООН.
Исправить техническую ошибку в постановлении Солецкого районного суда можно. У Генеральной прокуратуры Российской Федерации есть месяц на обжалование судебного вердикта, и правильным было бы воспользоваться этой возможностью. Тем более что ожидания от данного решения в российском обществе очень велики. Новгородский процесс может содействовать гражданам России, предки которых прямо или косвенно пострадали от действий нацистов, в реализации права на предъявление претензий преемникам "оси" - через российские суды.