Эфиопия просит Россию спасти от геноцида
«Общество содействия христианскому единству», представляющее Маланкарскую православную церковь, обратилось к России с призывом «спасти» христиан Эфиопии от «геноцида».
Маланкарская церковь, также известная под названием «христиане Фомы», расположена в Индии. Само обращение передано в Отдел внешних церковных связей Московского патриархата в соответствии с соглашением, подписанным патриархом Московским и всея Руси Кириллом и католикосом Маланкарской церкви Василием Маром Фомой Павлом II в сентябре 2019 года. Соглашение двух церквей предусматривает учреждение совместной рабочей группы для поддержки христиан, подвергаемых гонениям в разных регионах мира. На рассмотрение этой рабочей группы и попало дело о «защите» эфиопских христиан. И тут возникает вопрос, должна ли Россия реагировать на подобные обращения?
Эфиопское государство (тогда «Абиссиния») было слеплено в конце XIX века из нескольких десятков этнических групп, каждая из которых имела свой язык, культуру, традиции. На сегодняшний день ни один из этих этносов не имеет большинства. В частности, «амхары», которые считаются «государствообразующей» этнической группой, составляют лишь 27,9% населения страны. При отсутствии сильного центра подобная ситуация неоднократно приводила к межнациональным конфликтам, один из которых перерос в 30-летнюю гражданскую войну, унесшую жизни 1,5 миллиона человек.
Итогом этого противостояния стала конституционная реформа. С учетом того, что посредником между враждующими сторонами выступило посольство США, реформа была осуществлена при участии американских «консультантов». Они-то и «подсказали» идею преобразовать унитарную Эфиопию в федерацию, разбив страну на «штаты» и наделив их широкой автономией. В результате верховная власть в стране оказалась в руках администраций субъектов федерации, которые получили право формировать двухпалатный парламент и назначать президента.
Вопрос только в том, что у местных царьков постепенно появилось желание вывести свои штаты из состава Эфиопии. При этом местный национализм приобрел ярко выраженную религиозную окраску. Администрации ряда штатов стали поощрять исламизацию или распространение протестантизма. В итоге численность православных, являвшихся главной религиозной общиной, сократилась до 40% населения. Как раз на это обстоятельство и ссылается «Общество содействия христианскому единству», которое квалифицирует происходящее как «геноцид».
Непонятно только, почему «общество» обращается к представителям РПЦ? Ведь Эфиопская (Абиссинская) православная церковь канонически связана не с Московской, а с Коптской патриархией. Последняя расположена в Александрии (Египет). Поэтому прежде всего за «поддержкой» следовало обращаться к ней. Заодно к американцам, которые и заварили всю кашу. Тем более что многие эфиопские иерархи тесно связаны с США.
Нынешнее обращение к России формально исходит от церкви, расположенной в Индии. Индия не только входит в британское Содружество Наций, но и признает приоритет правовых норм этого объединения. С учетом этого обстоятельства единственный вывод - нас хотят втянуть в чужой конфликт. Не могут найти «российский след» на «Черном континенте», так давай затягивать во внутренние разборки Восточной Африки.
В связи с этим нельзя не вспомнить и об опыте российско-эфиопских отношений, в рамках которых помощь Абиссинии однажды обернулась для России бедой.
В 1884 году в Берлине состоялась конференция европейских стран, которые пришли к соглашению об условиях колониального раздела Африки. В соответствии с этим договором, государства Европы, которые владели конкретным участком побережья «Черного континента», могли расширять свои колонии в глубину.
Италия к тому времени захватила побережье Эритреи. На этом основании она выдвинула притязания на территорию всей Абиссинии. Перед лицом этой угрозы абиссинский монарх (негус) решил обратиться за поддержкой к России. Российская империя участвовала в Берлинской конференции, но оказалась единственной страной, которая не выдвинула территориальных претензий в Африке. Чтобы выйти на руководство России, были использованы церковные связи. В 1888 году делегация Абиссинской церкви посетила Российскую империю, где обратилась к иерархам Русской православной церкви. Благодаря этим контактам на имя императора Александра III было передано послание негуса Менелика II с просьбой о военной и политической поддержке.
Российское правительство оказалось в сложной ситуации. Бросить единоверцев на произвол судьбы было недопустимо. В то же время открытая поддержка Абиссинии могла вызвать международный конфликт. Италию поддерживали Германия и Австро-Венгрия, связанные союзными обязательствами с Итальянским королевством. Поэтому было принято решение ограничиться негласной отправкой оружия, а также военных советников. Впрочем, и этой помощи абиссинцам хватило, чтобы нанести поражение итальянской армии.
Таким образом, Россия, избежав столкновения со странами Тройственного союза, спасла Абиссинию. Вот только в ответ получила черную неблагодарность. После того как Италия официально отказалась от претензий на абиссинские земли, негус забыл про свои обещания и обратил взор в сторону… Лондона. В руки британцев был передан эмиссионный центр страны – Банк Абиссинии. Что же касается России, то она в качестве «награды» получила конфликтные отношения со странами Тройственного союза. Развитие этих конфликтных отношений привело к мировой войне 1914-1918гг.
К этому остается добавить только одно. Хотите защиту от России, начните с восстановления ее исторических прав. В частности, Аддис-Абебе прежде следовало бы восстановить права Русского географического общества на эксплуатацию месторождений Экваториальных провинций Эфиопии. Эти права были предоставлены РГО в конце XIX века правительством абиссинского негуса и их формально никто не отменял.