Version: 0.1.0

США создают «санитарный» кордон вокруг Китая

Юрий Городненко

Комитет по международным отношениям Сената США на прошлой неделе одобрил широкомасштабную программу по «противодействию» Китаю. Речь идёт о законопроекте S.1169 — «Акт о стратегической конкуренции 2021 года» (Strategic Competition Act of 2021).

В этом документе, представленном сенатором-демократом Робертом Менендесом, содержится призыв к Пентагону «расширить присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе». Под этим подразумевается увеличение количества американских военных баз, а также поставок вооружения «союзникам». Для реализации этой задачи США хотят создать антикитайский «санитарный кордон», в который предполагается включить Японию, Южную Корею, Филиппины, Австралию, Таиланд, Индию, Индонезию, Сингапур, Новую Зеландию, Вьетнам, Малайзию и Тайвань. Причём, последнему отводится особенная роль. Законопроект призывает к расширению «партнёрства» с Тайванем и его «международному признанию».

Этот остров в Тихом океане в 100 км к востоку от континентального Китая не контролируется Пекином. Такое положение дел стало результатом Гражданской войны 1946–1949 годов. В ней с одной стороны участвовали китайские коммунисты во главе с Мао Цзэдуном, а с другой — «националисты» во главе с Чан Кайши, ориентировавшиеся на США. Победили коммунисты, которые учредили новое государство — Китайскую Народную Республику. Сторонники Чан Кайши смогли удержать за собой Тайвань. Здесь они объявили о «правопродолжении» государства, существовавшего ранее, а именно — Китайской республики, учреждённой в 1912 году. Власти КНР пытались установить контроль над Тайванем, но остров взяли под защиту ВМС США.

В то же время Соединённые Штаты не стали блокировать вступление Китайской Народной Республики в ООН. Пекин получил место, принадлежавшее Китайской республике, которая (во главе с Чан Кайши) являлась одним из четырёх государств, учредивших ООН. КНР, являясь вновь учреждённым государством, не имело континуитета с Китайской республикой. Поэтому Пекин получил место последней в ООН, ссылаясь на принцип представительства наций. В соответствии с этим принципом место в Организации Объединённых Наций должно принадлежать тем государствам, которые представляют собственные нации. В данном случае — китайскую нацию.

Это-то США и решили обыграть. Автор законопроекта S.1169 открыто говорит о том, что Пекин «не является представителем всей китайской нации», т. к. в КНР не входит Тайвань. В тексте законопроекта по отношению к острову использовано словосочетание «Китайская республика». Это недвусмысленное указание на то, что Тайбэй может рассматриваться в качестве «законного» продолжателя одной из учредительниц ООН.

Автор законопроекта S.1169 не скрывает, что рассчитывает на один из следующих сценариев развития ситуации.

Первый — это подрыв легитимности пребывания КНР в ООН. Выход крупнейшей экономики мира из Организации Объединённых Наций ослабит значение этой международной структуры. В этом случае США смогут свалить на Китай ответственность за разрушение ООН.

Второй сценарий предполагает, что Китаю удастся удержаться в ООН. В этом случае американцы планируют провоцировать противоречия между Пекином и Москвой. В частности, китайская дипломатия отстаивает приоритет принципа территориальной целостности членов ООН, а российская — активно апеллирует к принципу суверенитета и самоопределения народов. В подобных вопросах, по мнению Роберта Менендеса, и заложены «точки будущих российско-китайских противоречий, на основе которых можно будет спровоцировать конфликт».

В «новой» американской стратегии нет ничего нового. Политика англосаксов всегда заключалась в том, чтобы провоцировать конфликты. При этом они преследовали не только, а порой не столько политические, сколько сугубо финансовые цели. Смысл создания «санитарного кордона» вдоль границ КНР состоит в том, чтобы столкнуть азиатские страны с Китаем, создав вокруг Поднебесной «зону нестабильности». В то же время для англосакских кланов важно не только ослабить конкурента в лице КНР, но и как можно больше заработать. Для этого они и хотят вооружить своих «союзников», а именно тех, которые должны войти в антикитайский «санитарный кордон».

Проблема англосаксов только в том, что их постоянно подводит жадность. Они настолько ненасытны, что их постоянно сжирает их же алчность.