Version: 0.1.0

Туземцы бывшего СССР движутся к нацизму

Юрий Городненко
Как меняется законодательство в бывших советских республиках под диктовку Запада.

В последнюю декаду июля 2021 года Конституционный суд Республики Молдова утвердил итоги парламентских выборов, прошедших 11 июля. Большинство мест в парламенте досталось прозападной партии «Действие и солидарность», глава которой Майя Санду является единственным в мире главой государства с иностранным (румынским) гражданством. Победители избирательной гонки пообещали изменить Конституцию страны, признав «титульной» румынскую нацию и отказав в существовании молдавской.

Соответственно, русских, гагаузов, болгар, евреев, цыган и других планируется отнести к «нетитульным» этническим группам. А что в себя включает понятие «титульной» нации?

Оно происходит от латинского titulus («звание, название») и обозначает этническую группу, в честь которой названо государство. На «титульную нацию», согласно законодательству, возлагается формирование государственной системы. Уточним, что это понятие находится в политическом обороте с XIX века. Создателями концепции «титульной нации» являются «отцы немецкого национализма» Иоганн Готфрид фон Гердер и Иоганн Готлиб Фихте, а также французский ультранационалист Морис Баррес. В дальнейшем эта концепция легла в основу национал-социалистической идеологии.

За «нетитульными» этническими группами было закреплено лишь «право» «сохранять лояльность государству титульной нации». В случае малейшего проявления «нелояльности» они подлежали изгнанию. В случае сопротивления - полной ликвидации. Именно такие меры создатели концепции «титульной нации» (Фихте, Баррес) предлагали применять по отношению к иудеям, славянам и представителям других этнических групп. Так поступали нацисты во главе с Гитлером (термин «национал-социализм» был изобретен в рамках концепции «титульной нации» Морисом Барресом). Так Запад призывает поступать с нацменьшинствами постсоветских республик.

Возникает абсурдная ситуация: во всем мире англосаксы размывают национальные государства, а на постсоветском пространстве проводят прямо противоположную политику - финансируют радикальный национализм.

Литва. Всеми конституционными правами в государстве наделен только литовский народ. Только он упомянут в качестве «титульного» в преамбуле литовской Конституции. Разделение на «титульные» и «нетитульные» нации предусмотрено законопроектом о национальных меньшинствах, вынесенном на рассмотрение сейма.

Латвия. В преамбуле латвийской Конституции также закреплен тезис об исключительности одной нации - латышской. В качестве «титульной» она определяется как главное ядро латвийского государства законами «О гражданстве», нормативными актами по языковой и исторической политике. «Нетитульные» этносы не рассматриваются «законными участниками» формирования ядра латышской нации.

Эстония. Разделение наций на «титульные» и «нетитульные» закреплено законодательством о гражданстве, а также правительственной программой «Интеграция в эстонское общество».

Украина. В законе «О коренных народах», а также в ряде других законодательных и нормативных актов прописано существование «титульной» (украинской) нации, наделенной преимущественными правами.

Закавказье. В Конституции Армении провозглашена в качестве «титульной» армянская нация. В Азербайджане и Грузии, напротив, конституционно закреплен принцип «гражданской нации», т.е. нации, формируемой на основе гражданства, а не этнической принадлежности. В то же время на их территории действуют нормативные акты, которые предполагают существование «титульных» и «нетитульных» этнических групп, в частности президентский указ 1992 года «О защите прав и свобод, государственной поддержке развития языков и культуры национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской Республике».

Добавим, что такая же ситуация в последнее время наблюдается и в странах Средней Азии.

То, к чему это приводит, можно видеть на примере сокращения русских общин: Молдавия - с 13,8% (1989 г.) до 3,9%; Литва - с 9,4% (1989 г.) до 4,5%; Латвия - с 34% (1989 г.) до 24,5%; Эстония - с 30,3% (1989 г.) до 24,3%; Украина - с 22,1% (1989 г.) до 17,2%; Грузия - с 9,6% (1970 г.) до 0,7%; Азербайджан - с 9,8% (1970 г.) до 1,1%; Армения - с 2,65% (1970 г.) до 0,3%. Подобная картина характерна для всех нацменьшинств. При этом постсоветские страны теряют не просто представителей других этнических групп. Они лишаются специалистов, утрата которых ведет к деградации государственной и правовой системы, экономики, здравоохранения, культуры.

И последнее. Чтобы завуалировать продвижение нацизма, Запад разрешает постсоветским странам сохранять видимость некоторых внешних атрибутов «правового государства». Так, в ряде республик наряду с понятием «титульная нация» введен в юридический оборот термин «коренные» этносы. В частности, в Украине «коренными» стали крымские татары, караимы и крымчаки. Вопрос только в том, что практически вся постсоветская юридическая терминология заимствуется из терминологии Запада - в основном англосаксов. В англосакском же праве словосочетание «коренная нация» звучит как indigenous people - «туземцы, туземные народы». Туземцы - это местные жители малоцивилизованной страны, которые являются объектом цивилизаторской деятельности европейцев. Поэтому предоставление крымским татарам, караимам и крымчакам статуса «коренных» равносильно юридическому признанию их «недоразвитости».