Version: 0.1.0

12 санкций в час: как сами США обходят свои же ограничения

Юрий Городненко
За октябрь Вашингтон ввел больше 9,4 тысячи санкций, то есть в среднем минимум по одной санкции каждые пять минут или по дюжине в час.

«Washington Post» опубликовала данные о том, что США в октябре 2021 года ввели более 9,4 тысячи ограничений против физических и юридических лиц других государств. Получается, что санкции штампуются каждые пять минут.

По санкционной активности администрация Байдена превзошла все предыдущие. Для сравнения, во время правления Барака Обамы и Дональда Трампа суммарно было утверждено 6 тысяч ограничений.

Сегодня санкции вводятся по любому поводу и без.

За что санкции

Среди последних инициатив введение санкции против стран, которые откажутся обрабатывать новые американские паспорта при оформлении документов на въезд. Дело в том, что Штаты ввели новые гендерные маркеры в паспортах своих граждан и консульских документах. В графе «пол» теперь может стоять не только «мужской» или «женский», но и «Х». Первый паспорт с подобным «полом» уже выдан.

В то же время определение «пол X» законодательно не закреплено. На сегодняшний день этот вопрос регулируется только нормативными актами Госдепа. Но и в них нет чёткого определения «пола X». Таким образом, даже с точки зрения американского права такого «пола» не существует. Как можно обрабатывать то, что не существует?

Санкционный офшор

Абсурдности всей этой ситуации придаёт тот факт, что на территории Штатов действуют так называемые санкционные офшоры. Правовая система США выстроена таким образом, что законы штатов противоречат федеральным законам, а законы одних штатов вступают в противоречие с законами других штатов. Это приводит к тому, что существует масса лазеек для обхода санкционных мер, введённых федеральным правительством.

Яркий пример - это конституция штата Нью-Гэмпшир. Статья 7 провозглашает государственный суверенитет штата. Статья 83 предоставляет право проводить независимую экономическую политику. Ссылаясь на эти нормы, Верховный суд Нью-Гэмпшира принял несколько постановлений, позволяющих не исполнять решения федерального правительства, «ограничивающие свободную и честную конкуренцию в торговле и других видах деятельности».

В конституциях ещё нескольких штатов есть нормы, близкие по содержанию к нормам конституции Нью-Гэмпшира. В штатах Мэн и Техас можно не исполнять те решения федерального правительства, которые считаются «нарушающими права местных корпораций». В Арканзасе можно не исполнять федеральные нормативные акты, если они считаются «вмешательством в банковскую деятельность». Благодаря этим нормам, перечисленные штаты могут уклоняться от строгого соблюдения санкционного режима.

В ряде других штатов возможность не соблюдать санкционный режим присутствует завуалированно. Конституции Виргинии, Висконсина, Калифорнии, Мэриленда, Миннесоты, Южной Каролины, Юты предоставляют своим гражданам более широкие права, нежели Конституция США. Благодаря этому, то, что запрещено гражданам США на федеральном уровне, разрешено им в перечисленных семи штатах. Больше того, конституции этих семи штатов защищают некоторые категории иностранцев, оказавшихся в санкционных списках. Единственное условие – эти иностранцы должны быть зарегистрированы в качестве налоговых резидентов на территории указанных штатов.

Наконец, самый оригинальный обход санкций существует в Западной Виргинии, Техасе и Флориде. Их конституции предоставляют Верховным судам штатов право интерпретировать отдельные нормы федерального законодательства. И это при том, что такие функции относятся к исключительным полномочиям Верховного суда США. Благодаря этому, судебные органы трёх штатов могут интерпретировать федеральные законы таким образом, что фактически отменяют их действие.

Ради справедливости надо признать, что Конституция США формально декларирует верховенство федеральных законов на территории всей страны. В то же время сама американская Конституция утверждена не народным волеизъявлением, а путём ратификации самими штатами. Часть штатов ратифицировали основной закон с оговорками, ограничивающими его действие. Поэтому на практике суды штатов могут найти оговорку, ограничивающую федеральную Конституцию, и на этом основании признать верховенство норм местного основного закона.

Возникает логичный вопрос: почему администрация Байдена, штампуя бесконечные санкции, закрывает глаза на существование «санкционных офшоров»?

Управление хаосом

Формально ситуацию в Штатах можно охарактеризовать как правовой хаос. Но этот хаос управляемый. Он сохраняет лазейки для тех инвесторов, которые хотят сохранить свои вложения в американский рынок. Хитрость заключается в том, что с помощью «санкционных офшоров» им предоставляют покровительство на конкретной территории.

Хочешь обходить санкции – можешь стать резидентом на территории одних штатов.

Хочешь не платить налоги или вести преступный бизнес – можешь стать резидентом на территории других штатов, с более лояльным уголовным законодательством.

Для верующих – есть штаты, где установлен приоритет религиозных норм.

Для наркодилеров – штаты, в которых легализирована наркоторговля.

Для представителей ЛГБТ – штаты с однополыми браками.

И не важно, что такая политика исключает единство страны. Штаты никогда не были государством. Они всегда были частной лавочкой, то есть корпорацией.