Version: 0.1.0

Откуда взялся золотой запас МОК и при чем тут проблема допинга

Юрий Городненко
Коммерциализация олимпийского движения стала главным препятствием в борьбе с использованием спортсменами запрещенных препаратов.

На протяжении нескольких лет олимпийское движение сотрясают допинговые скандалы и то и дело звучат обвинения в адрес российских спортсменов. Некоторые члены МОК, в частности экс-глава WADA Ричард Паунд, пытаются представить, что россияне чуть ли не больше всего употребляют допинг. На этом основании требуют вообще не допускать российских спортсменов к участию в Олимпиадах. Но чаще всего злоупотребления допускают те, кто затем действуют в точном соответствии с поговоркой: «Вот кричит: держите вора!».

Частная лавочка с красивой вывеской

Олимпийское движение возникло в 1894 году, прежде всего благодаря поддержке двух стран – Французской Республики и Российской империи. Подчеркнем: без активной поддержки российского правительства в лице его представителя генерала Алексея Бутовского инициатива Пьера де Кубертена не была бы реализована. В решении Парижского конгресса, учредившего Международный олимпийский комитет, было прямо сказано, что МОК создается для пропаганды мира и спорта. Таким образом, олимпийское движение изначально задумывалось как движение борьбы за мир, а также пропаганды честного и здорового спорта.

Однако затем сам Кубертен нарушил им же провозглашенные принципы. Он отказался от поддержки Российской империи и обратился к англо-американским спонсорам. Под влиянием последних олимпийское движение преобразовалось из движения по борьбе за мир, честный и здоровый спорт в обычное коммерческое предприятие.

Тогда же, с подачи англосакских спонсоров МОК, в олимпийском движении и появилось такое явление как «допинг».

Легальный допинг

Английское doping переводится как «применять наркотики». Во время первых Олимпиад применение наркотических средств не только не запрещалось, наоборот, поощрялось. Обычной практикой являлось употребление спортсменами в качестве стимуляторов стрихнина, нитроглицерина, опиумных настоек (лауданум), средств на основе кокаина, алкоголя. Всё это делалось открыто, прямо в ходе соревнований, на глазах у многочисленных зрителей. Как следствие, Олимпиады из мероприятий по пропаганде здорового образа жизни превращались в мероприятия по пропаганде наркотиков и алкоголя. И на всё это МОК закрывал глаза.

Олимпийский допинг пресек СССР

Ситуация изменилась после того, как к Международному олимпийскому комитету присоединился Советский Союз. В СССР наркотики находились под запретом, а борьба с наркоманией велась по линии сразу двух ведомств: МВД и Минздрава, тесно взаимодействовавших между собой.  Поэтому советский Олимпийский комитет выступил за возврат к изначально заявленным спортивным принципам, т.е. честному и здоровому спорту.

Под давлением СССР Международный олимпийский комитет был вынужден официально запретить использование наркотических средств. В 1967 году для борьбы с допингом, т.е. наркотиками, МОК создал Медицинскую комиссию. Сегодня эта комиссия функционирует под вывеской «Всемирное антидопинговое агентство» (англ. World Anti-Doping Agency, WADA). В ее функции входит регулярное проведение специальных мероприятий по допинг-контролю.

Допинг в США

Однако далее возникли противоречия на уровне законодательств отдельных стран. Если в СССР, а сегодня в России развитие спорта находится в компетенции государства и охраняется им, то на Западе эта сфера всецело передана в руки частного капитала.

К чему это приводит на практике, можно увидеть на следующих примерах.

В 2003 году директор Управления по контролю за наркотиками Олимпийского комитета США Уэйд Экзам опубликовал копии документов, подтверждавших, что в период 1988-2000 гг. около 100 американских спортсменов не прошли тесты на наркотики. Несмотря на это они были допущены к участию в Олимпийских играх, и некоторые из них стали призерами.

Поскольку в США вопросы применения допинга отнесены к сфере частного, а не публичного права, правоохранительные органы Штатов проигнорировали заявление Экзама. Он подал иск против Олимпийского комитета США в Федеральный суд Денвера, но в итоге получил отказ. В вердикте суда говорилось, что подобные вопросы «не урегулированы» американским законодательством.

Полуборьба с допингом в Европе

В 2011 году полиция Норвегии закрыла ряд сайтов, пропагандировавших анаболические стероиды. Однако впоследствии с некоторых из них, а именно – связанных с олимпийской тематикой, блокировки были сняты. Суды, принявшие соответствующие решения, ссылались на то, что вопросы олимпийского движения «не регламентируются государством».

Аналогичная ситуация возникла и в Германии в 2013 году, когда исследователи из Берлинского университета имени Гумбольдта представили доклад «Допинг в Германии с 1950 года по сегодняшний день». Все факты применения допинга в германском спорте, особенно в легкой атлетике, футболе, были подтверждены документально. Этот отчет стал предметом рассмотрения на специальном заседании спортивного комитета Бундестага, но никаких решений не было принято. Ведь в Германии, как и в других странах Запада, вопросы, связанные с олимпийским движением, относятся к частному праву и не связаны с государством.

Гонка за фармацевтами

Добавим, что большинство случаев применения допинга на Западе вообще не фиксируется. Проблемы, связанные с допингом, здесь не принято замечать, поэтому они и не оказываются в фокусе мировых масс-медиа.

Ситуацию могло бы исправить вмешательство Международного олимпийского комитета, но он, оставаясь сугубо коммерческой организацией, нацелен на извлечение максимальной прибыли. Поэтому предпочитает закрывать глаза на ту практику, которая сложилась с начала 1960-х годов. Эта практика была предложена врачом сборной США по тяжелой атлетике Джоном Зиглером. Ее суть заключалась в следующем: сначала поменять кокаин в качестве стимулятора на анаболические стероиды, а когда те запретят – прибегнуть к новым разработкам американских фармакологов.

С тех пор, пока WADA запрещает одни стимуляторы, американцы внедряют другие. Пока антидопинговое агентство внесет и их в список запрещенных средств, фармакологические компании Запада успевают обогатиться. И так до бесконечности (похожая ситуация наблюдалась в России в борьбе с т.н. спайсами в середине 2010-х, когда ФСИН не успевала запрещать все новые формулы наркотиков. - Прим. ред.).

Золото МОК

При этом без внимания явно не остается и МОК. Так, недавно руководство Международного олимпийского комитета признало существование в швейцарских банках не только валютных, но и золотых вкладов. Откуда у МОК взялись собственные запасы золота?

Жертвой этой порочной практики и является современное олимпийское движение. И если в России и Китае хоть как-то борются с допингом, то на Западе и этого нет.

И здесь есть только два выхода. Либо Международный олимпийский комитет раз и навсегда откажется от установки на коммерциализацию олимпийского спорта. Либо тем странам, которые выступают за честный и здоровый спорт, придется создавать новый Международный олимпийский комитет.