Version: 0.1.0

Следующая военная спецоперация может пройти на Дальнем Востоке

Юрий Городненко
Пока Россия проводит денацификацию и демилитаризацию Украины, Китай всерьез задумывается о деамериканизации Тайваня.

В то время как Россия проводит спецоперацию на Украине, за её развитием внимательно следит Китай. В зависимости от решения украинского вопроса Пекин намерен решить «тайваньскую проблему». Об этом свидетельствуют заявление директора Информбюро Министерства национальной обороны КНР У Цяня, пригрозившего применением силы в случае провозглашения «независимости» Тайваня.

До недавнего времени между Пекином и Тайбэем действовал так называемый консенсус 1992 года. Это договорённости, достигнутые по итогам переговоров между представителями КНР и Тайваня в 1992 году.

Суть этих договорённостей была следующая: Китайская Народная Республика позиционировала себя правопреемницей Китайской республики, учреждённой революционером Сунь Ятсеном в 1912 году. В свою очередь Тайвань де-юре признавал себя частью Китайской республики, правопреемником которой является КНР. Это до сих пор прямо прописано в тайваньской конституции. Получалось, что де-юре Тайвань, признавая себя частью Китайской республики, признаёт себя и частью КНР. Признание этого факта Тайбэем и составляло суть «консенсуса 1992 года». В свою очередь Пекин гарантировал, что не будет вмешиваться в политическую и экономическую жизнь острова, т.е. де-факто сохранит за ним суверенитет.

В 2011 году глава Тайваня Цай Инвэнь выступила с инициативой отказа от «консенсуса 1992 года». Выпускница Лондонской школы экономики заявила, что намерена провозгласить «независимость» острова. Это означало, что в тайваньскую конституцию будут внесены изменения, в соответствии с которыми остров больше не будет считаться де-юре частью Китайской республики, а значит и КНР.

Больше того, Тайвань должен был позиционировать себя на международной арене «альтернативным» китайским государством. Соответственно, Цай Инвэнь выступила бы «тайбэйской Гуайдо» по отношению к «пекинскому Мадуро» – Си Цзиньпину. Тайбэй стал бы создавать всевозможные юридические препятствия для внешнеполитической и внешнеэкономической активности Пекина.

Тогда проект появления «альтернативного Китая» не удалось реализовать. Поддержать «тайбэйскую Гуайдо» были готовы только Гаити, Белиз, крохотное африканское королевство Эсватини и несколько тихоокеанских островов.

Однако в последнее время у проекта Цай Инвэнь появились более влиятельные покровители. США и Япония высказали готовность рассмотреть вопрос о признании «независимости» Тайваня - в случае её провозглашения. Это подстегнуло Демократическую прогрессивную партию Тайваня (ДПП), лидером которой является Цай Инвэнь, реанимировать план 11-летней давности. Правящая партия заявила о намерении реализовать проект «независимости» в случае успеха на президентских выборах в январе 2024 года. ДПП хочет внести соответствующие конституционные изменения вместе с выборами, на которых она считается фаворитом.

Добавим, что решение «тайванской проблемы» может иметь громадные последствия не только для региона, но и всего мира. Экономика острова по ВВП (ППС) занимает 19-е место в мире, опережая Швейцарию и лишь незначительно уступая Саудовской Аравии. Если объединить экономики Тайваня и КНР, то они оставят далеко позади любую другую экономику мира, включая американскую.

Кроме того, через остров пролегает один из важнейших международных транспортных маршрутов. Через Тайвань пролегает морской торговый маршрут, связывающий, с одной стороны, Японию и Корею, а с другой, Юго-Восточную Азию и Индию. В случае установления контроля над этим маршрутом Пекин сможет контролировать торговлю во всей Восточной Азии. Некоторые страны, например Сингапур, Филиппины, могут и вовсе оказаться в орбите политического и экономического влияния Китая.

Для России это означает появление нового, гигантского рынка в Азии, который превзойдёт по своим масштабам европейский.

Помимо этого, у решения «тайваньской проблемы» может быть ещё одно неожиданное последствие.

В марте 2020 года Управление КНР по делам Тайваня выступило с заявлением, в котором обвинило тайваньское правительство в утаивании данных о COVID-19. В комментариях к этому заявлению было сказано, что пандемия на острове вышла из-под контроля. В причастности к её распространению подозревались несколько биолабораторий, созданных на Тайване и финансируемых США.

Прежде всего, речь шла о лабораториях Исследовательского центра геномики тайваньской национальной академии Academia Sinica. Этот центр участвовал в проектах Гарвардского университета и оказался в центре громкого скандала. Выяснилось, что сотрудничавшие с Academia Sinica гарвардские учёные занимались незаконным сбором образцов ДНК китайцев. Эти образцы собирались по заказу Пентагона и, как предполагалось, использовались в нелегальных биологических экспериментах США. Тогда этот скандал удалось замять. Но кто знает, не обнаружит ли Пекин на Тайване нечто подобное украинскому досье?

В этом случае возникнет ещё больше оснований для международного признания США «биотеррористом».