США создают почву для отмены продажи Аляски
Руководитель Погранслужбы ФСБ РФ Владимир Кулишов напомнил, что с США до сих пор юридически не оформлена государственная граница. И эта ситуация связана с особенностями конвенции об уступке Аляски.
Напомним, в 1867 году правительство Александра II подписало с правительством Соединенных Штатов договор, по которому уступило российские владения в северо-западной Америке. Новая граница между двумя странами была определена на равном расстоянии между островами Ратманова и Крузенштерна. Эти острова находятся в Беринговом проливе и расположены на расстоянии меньше 4 км друг от друга.
Средняя точка между ними была выбрана в качестве исходной для проведения прямой линии на север, по Берингову морю, и на юг, по Чукотскому морю. Эта линия была определена в качестве российско-американской границы. Таким образом, средняя точка между островами Ратманова и Крузенштерна стала точкой отсчёта для установления границы двух стран.
Однако к договору не была приложена карта новых границ. Её просто-напросто не составили.
В тексте договора не было указано, какая именно картографическая проекция должна использоваться для установления средних точек, проведения прямых линий на карте. В картографии существуют два вида проекций - меркаторская и конформная. В зависимости от их применения, линия границы на карте может существенно отличаться.
Поэтому осталось неясным, где же конкретно должна быть проведена граница. И до тех пор, пока она не определена, договор об уступке Аляски не может считаться полностью оформленным. Договор об уступке территорий считается полностью оформленным только после установления новых межгосударственных границ.
Вопрос о российско-американской границе остался открытым. Причины такой «оплошности» сейчас трудно понять, но, скорее всего, она была сделана намеренно. Американцы уже тогда не скрывали своих планов на будущее, а именно – присвоить часть российского Дальнего Востока. Поэтому и не спешили с установлением границы.
В 1990 году министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе и госсекретарь США Джеймс Бейкер наконец подписали соглашение о госгранице. Этот договор разделил морское пространство в Беринговом и Чукотском морях. Соглашение имело неравноправный характер, т.к. предполагало значительные уступки со стороны СССР.
Так, Конвенция ООН по морскому праву закрепила за Советским Союзом морскую акваторию протяжённостью в 200 морских миль (370,4 км) от его побережья. Шеварднадзе уступил США часть этой акватории площадью 77,7 тыс. км². Фактически отдал американцам территорию, сопоставимую с территорией Чехии или Австрии. Эта уступка лишила Россию месторождений в 200 млн тонн нефти и 200 млрд м³ газа, а также возможности ежегодно вылавливать 500 тысяч тонн рыбы и крабов.
По этой причине сначала Верховный Совет СССР, а затем российский парламент отказались ратифицировать невыгодное соглашение. Не допустили того, чтобы договор юридически вступил в силу.
В 1990-е Вашингтон имел возможность оказать давление на Москву и продавить выгодное ему соглашение. Однако не сделал этого. Американцы продолжали претендовать на территорию Дальнего Востока, а договор о госгранице предусматривал отказ от этих претензий.
Наконец, в 1999 году парламент Аляски принял резолюцию, в которой отказался признать границу, установленную Шеварднадзе и Бейкером. Цитата из резолюции: «Предлагаемый договор должен быть аннулирован, и новые переговоры должны быть проведены с участием штата (государства) Аляска, а условия нового соглашения, относящиеся к территории, суверенитету или собственности штата (государства) Аляска, должны приниматься только с согласия этого штата (государства)».
Понятно, что такой документ не мог быть принят без отмашки из Вашингтона. Смысл его заключался в том, чтобы официально предъявить территориальные претензии России. В резолюции 1999 года открыто говорилось о том, что российские острова у берегов Чукотки и Камчатки «исторически принадлежат» Аляске.
И тут территориальные аппетиты американцев сыграли с ними злую шутку. Как всегда, подвела жадность.
Дело в том, что Соединённые Штаты представляют собой союз государств. В конституции каждого из этих государств-штатов прописан государственный суверенитет. Есть такая норма и в Конституции Аляски. Там провозглашён суверенитет аляскинской нации. Только эта нация имеет право распоряжаться природными ресурсами штата. Они объявлены её общественным достоянием. С учётом этих фактов резолюция парламента Аляски создала новую юридическую ситуацию.
Получилось, что Россия должна вести переговоры о госгранице не с федеральным правительством, а с правительством штата. Но в этом случае договор об уступке Аляске рискует стать недействительным.
На сегодняшний день он действует, т.е. товар (территория Аляски) продан. Продан федеральному правительству США. В то же время в договоре об уступке не указаны границы проданной территории. Поэтому и возник спор по поводу размера проданного товара.
В случае, если будет признано, что вести переговоры о границе должно не федеральное правительство, а власти штата, ситуация изменится. Это будет означать, что федеральное правительство не в праве оформить дополнение к конвенции 1867 года, которую оно же и подписало. Тогда получится, что федеральное правительство перестало быть и стороной договора об уступке Аляски. Значит, и сам договор может быть признан утратившим силу.