Территориальный вопрос Эстонии и России не завершен
Руководитель Пограничной службы ФСБ РФ Владимир Кулишов напомнил, что Эстония до сих пор не ратифицировала договор о госгранице. Этот договор был подписан еще в феврале 2014 года, но эстонские парламентарии отказались как его ратифицировать, так и аннулировать. Больше того, Таллин стал шантажировать нашу страну, требуя от нее экономических уступок. Но такая ситуация не может продолжаться бесконечно. И если вопрос не разрешается в рамках межгосударственного консенсуса, то он решается в соответствии с принципом исторической справедливости.
До 1918 года эстонского государства никогда не существовало. Территория современной Эстонии входила в состав Российской империи. В 1918 году эстонские земли были оккупированы германской армией, которая и создала "эстонское правительство". Таким образом, эстонское государство возникло как марионеточное образование Германии. При этом оно умудрилось отхватить некоторые этнически русские земли – Печорский уезд и Принаровье. Оба этих региона были населены русскими. Печорский район некогда принадлежал Псковскому княжеству, а Принаровье – Новгородскому княжеству.
На этих землях Таллин тут же приступил к политике "эстонизации". Русских ограничили в гражданских и политических правах, запретили использовать русские имена и топонимы, лишили возможности получить образование на родном языке. Эстонское правительство искусственно сдерживало экономическое развитие русскоязычных регионов, поощряло высокий уровень безработицы, тем самым подталкивало русских эмигрировать.
Ситуация изменилась после того, как в 1940 году Эстония вошла в состав СССР и стала одной из советских республик. Возникли предпосылки для возврата этнически русских земель в состав РСФСР.
В ноябре 1944 года часть Принаровья, расположенная на правом (восточном) берегу реки Нарвы, а именно город Ивангород и прилегающие к нему территории, была передана в состав РСФСР. Сегодня эта территория входит в состав Ленинградской области.
В январе 1945 года РСФСР передали большую часть Печорского уезда. Сегодня эта территория входит в состав Псковской области.
В то же время процесс возврата русских земель исторической родине не был завершен. Левобережная (западная) часть Принаровья формально осталась в составе Эстонской ССР, но ее граница с РСФСР являлась условной.
Все изменилось, когда во времена перестройки к власти в Эстонской ССР пришли националисты. Они сразу же взяли курс на отделение от СССР и провозгласили восстановление Эстонской Республики, существовавшей в 1918–1940-х годах. Это означало, что Таллин вернется к политике дискриминации и ассимиляции русских, проводившейся в 1920–1930-х годах.
В этой ситуации закономерно возник вопрос о статусе западного Принаровья.
25 июля 1991 года горсоветы Нарвы, Кохтла-Ярве и Силламяэ объявили о создании Принаровской Советской Социалистической Республики. Было заявлено о намерении войти в состав РСФСР или проектируемого тогда федеративного Союза Суверенных Государств (ССГ). Для защиты Принаровской республики были сформированы отряды рабочих-дружинников, противостоявших эстонским военизированным формированиям.
Однако в сентябре 1991 года президент СССР Михаил Горбачев признал независимость Эстонии. Проект Принаровской ССР не получил развития. Эстонское правительство воспользовалось ситуацией и в нарушение закона объявило о роспуске горсоветов Нарвы, Кохтла-Ярве и Силламяэ. Местные русские активисты подверглись репрессиям, но не прекратили борьбу за возврат в состав исторической родины.
16 июля 1993 года городские власти Нарвы и Силламяэ провели референдум. Большинство населения высказалось за создание русской территориальной автономии с перспективой дальнейшего объявления независимости и воссоединения с Россией. Правительство Бориса Ельцина проигнорировало результаты референдума, а эстонские власти вновь обрушили репрессии на русскую общину.
Однако жители Принаровья и после этого не прекратили свою борьбу. Они добились от правительства Эстонии согласия на создание национально-культурной автономии. Особенность такой автономии заключается в том, что она распространяется не на конкретную территорию, а на представителей отдельной этнической общины. Тем самым эстонское правительство признало, что население Принаровья составляет особую этническую группу. На такую группу распространяется норма Устава ООН о праве наций на самоопределение.
С учетом этого факта России больше нет смысла настаивать на подписании договора с Эстонией о госгранице. Напротив, стоит вспомнить о праве наших соотечественников в Принаровье на историческую справедливость.