Version: 1.0.2

Запад утилизирует своих террористов в Донбассе

Юрий Городненко
​​​​​​​В ДНР прошел первый из запланированных процессов над нацизмом. Начали с Англии.

Девятого июня Верховный суд ДНР приговорил к смертной казни трех иностранных наемников. Справедливость в отношении тех, кто кичился своей безнаказанностью за совершенные преступления, восторжествовала.

По сути, это первый из тех процессов над нацистскими преступниками, проведение которых заявлено руководством ДНР. Все эти процессы призваны предшествовать международному трибуналу, который осудит не только нацистов, но и сам нацизм. Поэтому очень важно анализировать судебную практику с целью ее совершенствования.

Британцы Эйден Аслин и Шон Пиннер, а также марокканец Саадун Брагим осуждены по статье "наемничество". Ранее они воевали наемниками в курдских подразделениях в Сирии, а с 2018-го – в рядах ВСУ в Донбассе. Все трое попали в плен в Мариуполе.

Но к смертной казни их приговорили не за "наемничество", а за боевые действия против Донецкой Народной Республики. В уголовном законодательстве любой страны подобное квалифицируется как попытка насильственного захвата власти или содействие такому захвату, попытка свержения действующего конституционного строя. Кроме того, в уголовном законодательстве ДНР (как и во многих странах) есть такие понятия, как "в составе группы лиц" и "по предварительному сговору". Это означает, что субъекты права, к которым применяется такая формулировка, прекрасно осознавали, что делают, с какой целью и что будет в случае, если им не удастся совершить вооруженный захват власти. Соответствующая статья УК ДНР "Совершение действий, направленных на захват власти и свержение конституционного строя" предусматривает расстрел.

И здесь нельзя не обратить внимание на то, что в обвинительное заключение не попало несколько важных обвинений.

Прежде всего бросается в глаза, что в приговоре юридически не отражено, что подсудимые совершили международные преступления. Напомним, что еще в 2014 году Следственный комитет РФ квалифицировал действия Вооруженных сил Украины, в составе которых воевали осужденные, как геноцид русскоязычных жителей Донбасса. Таким образом, два британца и марокканец являлись соучастниками геноцида наших соплеменников.

Кроме того, первоначально следствие предъявляло наемникам обвинение еще и по статье "терроризм". Троицу обвиняли в подготовке терактов и диверсий, обстрелов населенных пунктов, мирных жителей. С учетом иностранного происхождения, наемники занимались не просто террористической деятельностью, а международным терроризмом.

И геноцид, и международный терроризм относятся к категории международных преступлений, которые именуются "преступлениями против мира и безопасности человечества". Поэтому расследованием деятельности всех иностранных наемников занимается отдел по расследованию преступлений против мира и безопасности человечества Генпрокуратуры ДНР.

В этой связи непонятно, почему обвинение в преступлениях против мира и безопасности человечества не попало в обвинительное заключение. В заключении только указывается, что Аслин признал факт своего обучения в лагере по подготовке террористов под руководством инструкторов НАТО. Поэтому обвинен еще и по статье "Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности".

Возможно, отсутствие всех перечисленных квалификаций связано с тем, что нынешний процесс является первым.

Что будет дальше

После вынесения приговора Верховного суда глава ДНР Денис Пушилин поделился планами по проведению трибунала над нацистами "Азова" в конце лета. Сейчас идет подготовка к первому, промежуточному этапу этого процесса. Предполагается, что в его рамках обвинительное заключение будет более полным.

Примечательно, что на протяжении всего процесса в Верховном суде ДНР власти Соединенного Королевства и Королевства Марокко, по сути, не сделали ничего, чтобы принять участие в судьбе своих подданных. Ни британские, ни марокканские власти не предпринимали никаких попыток юридически защитить подсудимых (обещание главы минюста Доминика Рааба, что МИД займется обжалованием приговора, и заявления главы форин офиса Лиз Трасс – не в счет). Напротив, из Лондона звучали открытые "подсказки", как осудить британских подданных.

Так, английские СМИ допустили утечку информации о том, что в Англии Пиннера признали террористом за преступления в Сирии и Ираке. Этот факт отметил в своем выступлении председательствующий в зале Верховного суда ДНР. Точно такая утечка произошла и в отношении Аслина. Еще в 2016 году он был арестован у себя на родине по обвинению в террористической деятельности на Ближнем Востоке. Как оказалось, расследование, начатое тогда английской полицией, до сих пор не закрыто.

Такие утечки не могут быть случайными. Из этого можно сделать вывод, что в Лондоне кто-то жаждет осуждения своих соотечественников.

Такое поведение можно объяснить только тем, что эти "кто-то" прекрасно знают, что собой представляют осужденные. И хорошо понимают угрозу, исходящую от них. Поэтому не желают их возвращения на родину. Ведь тогда те смогут продолжить заниматься экстремистской деятельностью, только уже в своей родной стране. А если даже не станут заниматься экстремизмом у себя на родине, то могут разболтать журналистам много того, о чем хотелось бы умолчать. Поэтому от террористов хотят избавиться чужими руками.

Сначала дали спокойно уехать в зону конфликта, чтобы их утилизировали россияне или военнослужащие Донбасса. Когда же те выжили, делают все, чтобы не допустить их возвращения. Чтобы они навечно остались в донецкой земле.