Version: 0.1.0

Британские антироссийские санкции становятся расистскими

Юрий Городненко
Попытка Великобритании блокировать российское поселение в Антарктике является проявлением колониализма – одной из признанных форм расовой дискриминации.

Вслед за Шпицбергеном Запад грозит блокированием еще одного российского поселения. В Лондоне вспомнили о том, что антарктическая станция "Беллинсгаузен", созданная СССР в 1968 году, расположена на "британской" территории. На этой территории введены антироссийские санкции, которые направлены на вытеснение россиян с Южного континента.

"Британским" именуется сектор Антарктики, расположенный между 20° и 80° западной долготы и южнее 60° южной широты. Площадь этого сектора 1,709 млн км², что сопоставимо с территорией таких стран, как Ливия и Иран. В его состав входят Южные Шетландские острова. На одном из этих островов, именуемом в России Ватерлоо, а в Англии – Кинг-Джордж, и расположена российская антарктическая станция "Беллинсгаузен".

В 1908 году британский король объявил свой суверенитет над этой территорией. Свои претензии он обосновал тем, что именно британец якобы являлся "первооткрывателем" Южного континента. В октябре 1819 года английский мореплаватель Уильям Смит открыл и картографировал Южные Шетландские острова, а также совершил на них первую высадку. Южные Шетландские острова примыкают к Антарктиде и расположены на ее континентальном шельфе. Поэтому-то в Лондоне британца и считают "первооткрывателем" Южного континента.

В 1950 году о своих правах на Антарктику заявило советское правительство. Оно ссылалось на то, что первооткрывателями материка являлись россияне. В январе 1820 года российские мореплаватели Фадей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли и картографировали сначала шельфовую, а затем и материковую части Южного континента.

В таких случаях, когда на одну и ту же территорию возникают права сразу у нескольких стран, юридически корректным является установление кондоминиума, то есть совместного владения. Именно с этой целью 13 государств мира, имевших территориальные претензии на Южный материк, заключили в 1961 году Договор об Антарктиде. Положения этого документа, признанного ООН, устанавливали в отношении континента статус, очень напоминавший кондоминиум.

В соответствии с договором все претензии на Южный континент замораживались, но не отменялись. Антарктида объявлялась демилитаризованной территорией. Она могла использоваться странами-подписантами исключительно для научных исследований и других мирных целей в интересах всего человечества. Участники договора согласились, что все антарктические станции будут находиться под юрисдикцией своих государств, а Антарктика не станет ареной или предметом международных разногласий.

В то же время к Южному континенту были отнесены все территории к югу от 60° южной широты, то есть и Южные Шетландские острова. Это позволило Лондону еще активнее настаивать на том, что именно британец Уильям Смит являлся "первооткрывателем" Антарктики.

С тех пор британское правительство продолжает официально именовать часть континента "Британской Антарктической территорией". Юридически статус этого региона регулируется "Законом о Британских Заморских территориях". В соответствии с этим документом "заморскими" признаются те территории, которые (дословно) "имеют конституционную и историческую связь с Соединенным Королевством". На этом основании Лондон сохраняет за собой "ответственность за их оборону и международные отношения". Само по себе это уже противоречит договору об Антарктике, по которому Южный материк имеет демилитаризованный статус.

В соответствии с британским законом всем жителям "заморских территорий" предоставлено британское гражданство. Это положение относится и к "Британской Антарктической территории", управление которой поручено губернатору Фолклендских островов. При этом никого не смущает тот факт, что в Антарктиде нет постоянного населения. Гражданство здесь можно предоставлять разве что пингвинам. Ими и управляет губернатор Фолклендов.

Тем не менее губернатор умудряется развивать высокую административную активность. С февраля он издал несколько распоряжений о распространении санкций против России на территорию "британской" Антарктиды. Сначала санкции были введены за признание ДНР и ЛНР, затем – за "вторжение в Украину".

На сегодняшний день российским банкам запрещено финансировать деятельность станции "Беллинсгаузен". Ограничен ввоз высокотехнологичной продукции, в частности оборудования для научных исследований. Заметим, что с середины 1970-х годов на станции действует мощный радиоцентр, обслуживающий космическую отрасль и рыболовецкий флот. Таким образом, создаются искусственные препятствия для полетов в космос и рыболовства в открытом океане. Наконец, запрещен ввоз некоторых технологий, обеспечивающих жизнедеятельность тринадцати сотрудников станции в суровых антарктических условиях.

По этой причине британские СМИ и пишут о блокировании "Беллинсгаузена". Правда, забывают упомянуть, что тем самым Соединенное Королевство нарушает Договор об Антарктике. Конкретно – пункт о том, что на Южный континент не будут переноситься международные разногласия.

Но тем самым нашу страну буквально подталкивают вспомнить о следующем факте: британские "заморские территории" в соответствии с Уставом ООН отнесены к "несамоуправляющимся территориям". В 1960 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой признала такие территории "колониями". Она потребовала предоставить им независимость. С тех пор список "несамоуправляющихся территорий", то есть колоний, ведется Специальным комитетом ООН по деколонизации. И каждый год комитет отмечает, что Соединенное Королевство не предпринимает никаких шагов к деколонизации "заморских территорий".

Колониализм, в соответствии с конвенцией ООН, относится к одной из форм расовой дискриминации. Это одно из тягчайших международных преступлений. И нарушая Договор об Антарктике, Соединенное Королевство лишний раз подчеркивает, что является не "первооткрывателем", а международным преступником.

Если русские открывали и осваивали материки, то англосаксы их колонизировали и порабощали. Поэтому у них нет никаких прав на Антарктику.