Version: 0.1.0

Рыбалка с неспортивными правилами

Юрий Коробов
Эхолоты требуют особого контроля как акустические загрязнители экосистем и средства выбивания маточного стада (рыб-производителей).

В очередной публикации на экологические темы я хотел бы обратить внимание на воздействие на окружающую среду знакомого многим бесспорного технического достижения. Становясь все более доступным и популярным, оно порой превращается в орудие разрушения. Речь идет о гидролокации, а именно об эхолотах, позволяющих рыболовам-любителям профессионально определять места локации рыб и даже выбирать величину будущего трофея.

Эхолот — это прибор, предназначенный для определения глубины водоема, он позволяет изучать рельеф и структуру дна и определять, есть ли в данном месте рыба, а иногда и ее размер — это зависит от характеристик прибора. Первые эхолоты были разработаны в военных целях, для обнаружения вражеских подводных лодок. Затем они получили широкое распространение в управлении морскими и речными судами, а позже и в рыболовстве, как промысловом, так и любительском.

Сейчас их на рынке огромное количество, разных по функциям, характеристикам и стоимости, для зимнего, летнего и всесезонного использования, с возможностью применения как при ловле с лодки, так и с берега.

Как эхо отзовется?

Технология получила распространение во всем мире. Сотни тысяч больших и малых судов во всех уголках планеты оснащены гидролокаторами, сонарами или эхолотами, работающими по одному принципу: отправляемая акустическая или радиоволна, отражаясь от препятствия, возвращается обратно, где анализируется специальным приемником, а результаты анализа выводятся на экран.

Технология совершенствуется, и сегодня рыбаки-любители становятся обладателями новейших устройств, о которых ранее не могли мечтать и военные. Места обитания и скопления рыбы выявляются всё точнее, промысел становится всё успешнее, а сама любительская рыбалка с таким оснащением начинает приобретать очертания промыслового вылова. Можно сказать, что человек ведет войну с жителями больших и малых водоемов, победитель в которой предопределен.

То, что эхолоты подорвали статус и престиж "бывалого" рыбака, уровняв его с новичком (ведь теперь не нужны знания, которыми раньше делились "по секрету": какая рыба предпочитает ту или иную скорость течения; кого можно поймать в омуте у берега, а кого на перекате; в какую погоду рыба выбирает ту или иную глубину; почему нужно следить за скоплениями птиц или насекомых над водой и т.п.) — это полбеды.

Настоящей бедой для водных обитателей — а некоторые из них используют схожие физические механизмы для общения или ориентации — стало засорение среды посторонними звуками.

Еще в начале нынешнего века американские исследователи из Бостона обнаружили, что шумы, создаваемые человеком (речь идет и о работе судовых двигателей, и о гидролокаторах) раздражают китов и дельфинов, вгоняя их в стресс.

Губительная какофония

Сегодня гипотеза о звуковом воздействии считается одной из наиболее приемлемых, когда речь идет о случаях массового выброса китов на берег.

В феврале 2017 года на песчаную отмель новозеландского пляжа Farewell Spit в бухте Golden Bay выбросились около 600 гринд, которых иначе называют китами-пилотами, или круглоголовыми китами, или шароголовыми черными дельфинами, млекопитающих весом до 3 тонн, достигающих в длину 7-8 метров.

Аналогичный случай, с выбросом на берег около 500 гринд, произошел в сентябре 2020 года в бухте Маккуори (Macquarie Harbour) острова Тасмания, расположенного к югу от Австралии.

Большинство морских биологов полагают, что "акустическое загрязнение", которое стремительно нарастало последние почти 100 лет, стало очень сильно досаждать китам. Вплоть до невозможности его переносить. Приборов, издающих упорядоченные сигналы, сбивающих китов с толку, лишающих способности ориентироваться на местности и общаться, стало слишком много. Не исключено, что техногенная какофония лишает китообразных, которым картину окружающей среды рисуют звуки, возможности различать береговую линию. Киты словно бы слепнут и теряются на местности, а попав на мель — гибнут.

Если говорить об обитателях водоемов России, то и здесь эхолоты наносят урон, о восполнении которого необходимо срочно задуматься. Каждый рыбак мечтает о большой рыбе, и новые технологии позволяют сегодня выявлять таких особей без промаха. Природные инстинкты и накопленный крупными рыбами жизненный опыт, ранее способствовавшие выживанию, сегодня дискредитированы технологиями. Так, например, самка осетра даже на заводе достигает полноценного маточного возраста за 7-8 лет. В естественной среде такой срок может составлять от 11 до 20 лет, и именно такая рыба становится излюбленным трофеем рыбаков, в том числе вооруженных эхолокаторами.

Многочисленные форумы широко и подробно предоставляют информацию, как и где поймать выдающийся экземпляр. Происходит "выбивание" (на языке рыболова) крупных особей, которые являются основными источниками воспроизводства рыбы в природе.

Ради фото

При этом зачастую целью вылова становится не необходимость в пропитании, а желание зафиксировать успех и поделиться им в соцсетях. Но некоторые породы рыб, даже если их отпустить после "фотосессии", будучи резко поднятыми с глубины или "хлебнув" воздуха — погибают. Стоит задуматься о том, что, делая фотографию, мы оставляем память нашим потомкам о своей успешности в покорении природы и наряду с этим — проблему, с которой тем же потомкам придется столкнуться довольно скоро.

Данный соревновательный культ на просторах Интернета все больше и больше набирает оборот, зачастую трофеями являются сорта рыб, ограниченные в вылове. И людей в погоне за удачной фотографией и лайками под ней можно сравнить с браконьерами, разве что под благородной вывеской.

Необходимо помнить, что рыба — это в первую очередь питание человека, и вылавливать ее нужно ровно столько, сколько требуется человеку для нормальной жизни, а соревнования "чем крупнее — тем круче" оборачиваются для среды обитания водоемов настоящей экологической проблемой, о которой мало кто на сегодняшний день задумывается.

Рыболовство должно быть ответственным

Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций (ФАО, от англ. FAO — Food and Agriculture Organization of the United Nations), межправительственная организация, созданная для развития сельского и лесного хозяйства и рыболовства, в 1995 году единогласно приняла Кодекс ведения ответственного рыболовства, в котором установлены согласованные на глобальном уровне принципы и нормы использования ресурсов для рыболовства и аквакультуры.

В этом документе речь ведется не только о значимости рыбопотребления в обеспечении человечества продуктами питания (в 2018 году было выловлено в природных условиях и поставлено предприятиями рыбоводства совокупно более 250 млн тонн рыбы), но и об устойчивом развитии, то есть проявлении заботы о будущем — как сохранить и увеличить показатели.

Таким образом, значимыми целями признаются не только развитие рыбоводства, но и восполнение и сохранение естественных популяций рыб. Но, разрабатывая современные рыболовецкие суда, даже передовые страны заботятся в первую очередь о человеке, а не об окружающей среде. Конструкторы думают, как уменьшить слеминг (вибрацию судна, вызываемую ударами встречных волн), как переоборудовать рыболовецкие суда под вылов конкретных популяций (увеличивая КПД), как удачнее расположить оборудование для лова и переработки рыбы. Но вопросы об акустическом загрязнении среды, об обеспечении безопасной переработки отходов жизнедеятельности судна отодвигаются на второй план.

По оценкам ФАО, Россия в мировом рейтинге делит пятое-шестое места с США по объему промышленного рыболовства (около 5% общего объема). Но при амбициозных планах, предусматривающих как увеличение вылова, так и техническое переоснащение отрасли, Росрыболовство, по оценке Счетной палаты, показало "низкий уровень кассового исполнения" госпрограммы — всего 59,6%. Объем рыбы и морепродуктов, употребленных россиянами в пищу в 2019 году, в среднем составил 21,9 кг, всего на 0,2 кг больше, чем в 2012 году. Так что большие перемены — впереди.

Хотелось бы, чтобы в погоне за новыми показателями в приоритете была концепция сохранения и развития естественных популяций, которая учитывает интересы природы, в частности — бережное пользование. В отношении эхолотов можно сказать, что научный прогресс не должен способствовать развитию вылова ради спортивного интереса. Производители и продавцы подобного рода товаров практически не оставили шансов на сохранение излюбленных мест обитания и размножения рыбы в небольших водоемах, а самое главное — сохранение маточного стада в местах естественной жизни рыб.

Возможно, требуется закон, ограничивающий использование эхолотов рыбаками-любителями (пока запрет касается лишь подводной охоты), как это было сделано в отношении электроудочек, жаберных сетей и донных тралов, признанных варварскими орудиями лова.