Санкции и оккупация – война против сирийского населения
После освобождения Алеппо в декабре 2016 года у сирийского населения была мечта – увидеть возрождение своей страны. Но оккупация США экономически важных регионов и жестокие санкции разрушили эту мечту.
В 2011 году, под предлогом того, что Башар Асад является жестоким диктатором, от которого необходимо освободить сирийцев, тогдашний президент США Барак Обама ввел санкции, направленные против сирийского нефтяного сектора, что привело к коллапсу экономики. ЕС и Великобритания последовали его примеру. Эти санкции запретили все инвестиции, импорт и экспорт нефти. После этого 19 из 22 членов Лиги арабских государств, возглавляемой Катаром и Саудовской Аравией, одобрили ряд санкций, чтобы "избежать каких-либо страданий сирийского народа".
Но до этого времени Сирия была функционирующей, растущей страной со средним уровнем дохода. Страна была самодостаточной как с энергетической, так и с продовольственной точки зрения, система здравоохранения была эффективной, образование было бесплатным вплоть до университета, а женщины пользовались полными правами. В 2009 году Совет директоров МВФ приветствовал солидные макроэкономические результаты Сирии в последние годы, о чем свидетельствует быстрый рост не нефтяного ВВП, хороший уровень иностранных резервов и низкий и падающий государственный долг. Эти показатели отражали как устойчивый региональный спрос, так и усилия властей по реформированию, направленные на повышение рыночной экономики [в стране, склоняющейся к социализму – авт.].
2011-й был годом так называемой арабской весны, реальных военных действий, вооруженных и финансируемых Западом террористических групп, которые были направлены на уничтожение правительств, не связанных с западными интересами. Сирия была спасена от вмешательства Россией, но вышла из нее чрезвычайно обедневшей, без разрушенной инфраструктуры, с падением ВВП до минимальных значений.
Но в интервью 2019 года Асад сказал, что на социальном уровне Сирия уже значительно улучшилась. Правительственная армия освободила многие регионы, возобновилась нормальная жизнь, вернулось сосуществование всех религий. В то время оставались оккупированными регион Идлиб, контролируемый "Ан-Нусрой"* при поддержке Турции, и большая территория на северо-востоке, где были развернуты вооруженные силы Соединенных Штатов и их курдских союзников.
Трамп в течение многих лет проводил кампанию по "возвращению мальчиков домой" с "бесконечной войны в Сирии". Но в 2019 году он склонился в пользу плана Пентагона сохранить контингент американских войск в Сирии. Официально это было сделано для борьбы с ИГ*, но на самом деле для того, чтобы блокировать продвижение сирийских и российских войск в регионы, где имелись нефтяные ресурсы и лучшие сельскохозяйственные угодья. Цель состояла в том, чтобы лишить сирийское правительство важнейших доходов и помешать ему финансировать усилия по восстановлению.
В том же году администрация Трампа представила "Закон Цезаря". Законопроект заблокировал импорт товаров первой необходимости, таких, как продукты питания, энергоносители и медикаменты. Международные компании столкнулись с большими трудностями, пытаясь обеспечить себе возможность осуществлять операции с Сирией, с учетом ограничительных мер. В результате банки, экспортеры, транспортные и страховые компании отказались от ведения бизнеса в стране. Этот законопроект позволял применять санкции к любому лицу, где бы оно ни находилось, даже к отдельным сотрудникам иностранных компаний, которые, возможно, работают над восстановлением Сирии.
Этот незаконный и немотивированный пакет санкций в значительной степени способствовал масштабной бедности. Миллионы граждан бежали, а среди тех, кто остался, росло недовольство. Сирия была не в состоянии приступить к процессу восстановления и положить конец нестабильности. Правительство было вынуждено повысить налоги, но даже этого было недостаточно, чтобы гарантировать оказание основных услуг. Общество раскололось и, измученное отсутствием перспектив, лишилось государственной поддержки.
Конечно, и модернизация армии была недостижимой целью. Когда Россия предложила реформировать сирийские вооруженные силы и поставлять оружие и технику, Асаду пришлось отказаться, несмотря на серьезные проблемы с национальной безопасностью.
Сирия оказалась в центре борьбы за власть в Западной Азии из-за важнейшего сухопутного коридора, который она предоставила Ирану для "Хезболлы" в Ливане. Перекрытие этого канала для поставок оружия и войск имело решающее значение для Израиля. После продолжительной войны с ХАМАС военная неудача на ливанском фронте вынудила Израиль согласиться на прекращение огня 27 ноября. Нетаньяху обвинил Асада в "игре с огнем".
Может быть правдой еще не подтвержденная новость о том, что Асад вел переговоры с США через ОАЭ, чтобы отказать Ирану в использовании сирийской территории в обмен на снятие санкций и вывод войск США.
В 2023 году Сирия, похоже, сделала шаг вперед на дипломатическом уровне. В сентябре председатель КНР Си Цзиньпин объявил о создании "стратегического партнерства" с Сирией, демонстрируя поддержку легитимности Асада на международном уровне, несмотря на попытки США воспрепятствовать арабо-сирийскому примирению.
Фактически, 8 мая Сирия была повторно принята в Лигу арабских государств, а 19 мая Асад принял участие в саммите в Саудовской Аравии. Из этого возвращения в "большую арабскую семью" Асад надеялся получить ослабление экономической блокады, инвестиции и дипломатический берег в антитурецкую функцию. Наивно Асад полагал, что заручится поддержкой стран Персидского залива после поражения их на поле боя [они были основными региональными спонсорами дестабилизации Сирии в 2011 году – авт.].
Вероятно, такие перспективы заставили его поверить, что ему не следует опасаться неприятных сюрпризов. Поэтому, когда Иран и "Хезболла" попросили у Асада разрешения открыть фронт на Голанских высотах для поддержки сопротивления в Газе и Ливане, он отказался. Асад не хотел втягивать Сирию в открытую конфронтацию с Израилем и подвергать риску прогресс в нормализации отношений со странами Персидского залива.
За 10 дней вооруженная оппозиция с современным оружием, полученным за счет Катара, при поддержке множества беспилотников, управляемых украинцами, продвинулись из Идлиба до самого Дамаска. Вначале российская авиация помогала отражать атаки, но потом стало ясно, что войска не намерены сопротивляться, потому что высшее руководство вооруженных сил Сирии перестали поддерживать правительство.
Это была давно спланированная операция, координировавшаяся иностранным разведывательным аппаратом, и она не могла быть разработана без фактического соглашения между турками и израильтянами. Очевидно, российские и иранские спецслужбы знали, что группировки в Идлибе что-то замышляют. Но, учитывая хаотичность ситуации, Россия и Иран должны были открыто вмешаться в качестве сторон конфликта. Для них обоих открытие нового фронта означало бы еще больший подрыв своих ресурсов. Россия поглощена конфликтом с Украиной, а Иран – разборками с Израилем. Поэтому они предпочли вести диалог с Турцией.
Спасать Сирию, измученную тринадцатилетней войной и санкциями и подорванную бесчисленными внутренними проблемами, было уже слишком поздно. Даже если бы Асад мог сражаться, после еще нескольких лет войны и разрушений, что осталось бы сирийцам? Возможно, поэтому он решил, что лучше уйти в отставку, покинуть страну и обеспечить мирную передачу власти.
Сейчас вооруженные группировки в стране вряд ли договорятся о политическом урегулировании конфликта. Если ранее региональные игроки не достигли соглашения о разделе, то теперь Сирия стала страной завоеваний для тех, у кого есть силы на земле. В результате страна, скорее всего, погрузится в длительные беспорядки, которые могут закончиться "балканизацией".
Насильственные изменения режима, которые так нравятся США, не приносят стабильности. Но стабильность Сирии даже не волновала соседние государства. Напротив, разрушая страну, Турция и Израиль увидели возможность укрепить свое влияние.
За день до свержения Асада Трамп написал в своей социальной сети: "США не должны вмешиваться в конфликт в Сирии". И добавил: "Для России в Сирии никогда не было особой выгоды, кроме как выставить Обаму глупым". Сам же Трамп не кажется глупцом в своей политике в отношении Сирии. Фактически он гораздо больше, чем его предшественник, способствовал ее разрушению.
Теперь он сам предлагает мирные планы по урегулированию конфликта между Украиной, поддерживаемой НАТО, и Россией. И даже позволяет себе выдвигать ультиматумы.
Еще в 2016 году Иран и Россия совместно с сирийской армией должны были продолжать наступление до тех пор, пока полностью не очистят регион Идлиб и не вышвырнут американские войска с сирийской территории. Хорошо бы иметь в виду, что переход власти в Сирии является следствием практики замораживания конфликтов путем заключения соглашений с субъектами, которые будут ждать подходящего момента, чтобы их разорвать.
* Террористическая организация, запрещенная в России.