Билли за решеткой
"Хола, амигос! Я в Венесуэле, Южная Америка, с социализмом 21-го века!"
Немецкий репортер Билли Сикс открывает этой фразой видео, на котором на протяжении 9 минут рассказывает о ценах и зарплатах в этой стране, критикует правительство Мадуро, не щадя саркастических замечаний.
Это одно из многих видео, загруженных на его канал на YouTube "ИНДИАНА ДЖОНС журналистики", и очень хорошо показывает его стиль. Работа Билли состоит в основном в посещении стран, затронутых кризисом, общении с местными жителями, которые обычно делятся своими историями перед его камерой. Более года назад он переехал в Венесуэлу, чтобы рассказать о социальных проблемах страны.
В северном Парагуане Билли расследовал деятельность по незаконному обороту наркотиков, контрабанде топлива и стратегических материалов и даже торговле людьми (преступления, широко распространенные в этой части страны). 17 ноября он был арестован службой военной разведки в отеле Los Taques Beach Hotel в городе Пунто Фихо и сразу переведен в печально известную политическую тюрьму Эль-Эликоиде в Каракасе. На следующий день военный суд обвинил его в шпионаже, в попытке организовать восстание и нарушении зоны безопасности.
В случае признания виновным Билли может грозить до 28 лет тюрьмы.
До сих пор в Министерстве информации Венесуэлы не ответили на просьбу прокомментировать ситуацию. Ссылаясь на закон о конфиденциальности, МИД Германии также отказался давать какие-либо подробности о деле.
Отец Билли твердо уверен, что венесуэльские чиновники пытаются сфабриковать обвинительное заключение. По данным Комитета защиты журналистов (CPJ), из трех журналистов, которые, как известно, находятся в заключении в Венесуэле в этом году, Билли является единственным иностранцем. Как правило, иностранные граждане остаются под стражей в течение нескольких дней, а затем их выпроваживают из страны. Через шесть недель после его ареста не поступило никакой информации об условиях его содержания. Ему не разрешают общаться с внешним миром, также он не может выбрать гражданского адвоката.
Билли Сикс в течение 12 лет сотрудничал в качестве независимого журналиста с рядом известных печатных изданий, таких как: D Magazine, Raum & Zeit, Globetrotter, Jüdische Allgemeine, Preußische Allgemeine. Junge Freiheit опубликовал его репортажи, в основном неотредактированные.
На данный момент все факты и обстоятельства еще не известны, поэтому сложно сказать, вышел ли Билли за пределы своих обычных профессиональных обязанностей или занимался какой-либо деятельностью вне своей профессии. Да, репортеру частенько приходится идти на небольшие правонарушения для того, чтобы донести до читателей, зрителей как можно более достоверную информацию. Иногда это просто попытка обойти некоторые бумажные формальности, такие как аккредитация, официальный запрос, который чиновники могут рассматривать месяцами, тогда как информация нужна уже сегодня или в крайнем случае завтра. Поэтому еще раз: не буду делать выводы. Вместо этого просто расскажу вам немного о Билли.
Мы с Билли познакомились в Донецке в 2014 году. Он прибыл в город автостопом с рваным рюкзаком, полным походного снаряжения. Я был в Донбассе с начала конфликта, поэтому у Билли было ко мне много вопросов. Мы провели много времени за разговорами, он исписал несколько блокнотов, чтобы уместить все истории (да, он написал от руки). Среди тем — задержание и убийство российского военкора Андрея Стенина.
В отличие от большинства западных журналистов, на него практически не оказывало никакого влияния искажение фактов, которые можно было встретить в иностранных СМИ (среди них немецкие медиа не были исключением). В резюме Билли уже был пункт о заточении в иностранном государстве во время рабочих поездок. В 2011 году он был арестован органами государственной безопасности Египта и "повстанцами" в ливийском Бенгази. В начале 2013 года он провел 3 месяца в сирийской тюрьме, управляемой военной разведкой.
"Я мог бы остаться там на двадцать лет, — рассказал мне Билли. — Были некоторые, кто провел там двадцать лет".
Билли въехал в Сирию через удерживаемую джихадистами территорию на границе Турции и был арестован сирийскими войсками. Находясь в одиночном заключении в холодной и грязной камере, он написал записку на стене: "Я — Билли Сикс, немецкий журналист. Я был арестован где-то в Хаме, и меня задержали здесь". После того, как Билли перевели в другую камеру (заключенных постоянно перемещали), в освободившуюся темницу поместили женщину, знавшую английский, и она прочитала его сообщение. Она перевела его соседке по камере — Хитам Бенианм, молодой женщине, арестованной на демонстрации. Хитам была вскоре освобождена и бежала из Сирии в Саудовскую Аравию, где связалась с посольством Германии.
5 марта 2013 года Билли был передан российским дипломатам, которые помогли добиться его освобождения. Сирийское правительство провело в Дамаске пресс-конференцию, на которой присутствовали посол России и заместитель министра иностранных дел Сирии. Сирийское арабское информационное агентство объявило об освобождении Билли в "Твиттере" и подтвердило позицию правительства: Билли въехал в страну нелегально. В то время турецкая граница была предпочтительной транзитной точкой для многих западных журналистов, так как она контролировалась так называемыми умеренными повстанцами, которым западные СМИ очень сочувствовали. Формально Билли должен был въехать в страну через Дамаск, с рабочей визой для журналистов, а затем получить аккредитацию прессы.
По моему мнению, если бы Билли был причастен к какой-либо незаконной деятельности или был связан с повстанческим движением джихадистов, чтобы свергнуть правительство Асада, российские дипломаты вряд ли вступились бы за него и помогли ему выйти из тюрьмы.
Возможно, причины задержания Билли в Венесуэле не отличаются от причин его заключения в Сирии. По данным венесуэльской правозащитной группы "Эспасио Публико", Билли въехал в страну по суше из колумбийского города Майкао на общественном транспорте. Немцы при въезде в Венесуэлу обязаны иметь визу только в том случае, если они прибывают на корабле или по суше в личных автомобилях. Кроме того, иностранцы могут находиться в Венесуэле не долее определенного срока в течение определенного периода (россияне, например, не более 90 дней в течение полугода). Учитывая то, что я знаю о Билли, я не удивлюсь, что он не беспокоился об этих деталях. Он вполне мог остаться в стране дольше, чем позволялось.
Я точно знаю, что Билли любит свою работу и хочет выполнять ее как можно лучше. У него нет недостатка навыков, мужества и честности. Поэтому я сильно сомневаюсь, что он решил взять на себя роль революционера или шпиона. Я следил за его репортажами в эти годы: он всегда был беспристрастным и никогда не действовал в чьих-либо интересах, не говоря уже о себе.
Что касается Донбасса, Билли сосредоточился там на крушении малазийского "Боинга", летевшего рейсом MH17. В течение четырех месяцев он собирал информацию и сделал выводы, которые совсем не на руку западным СМИ. Он взял интервью у более чем 100 очевидцев. Семеро из опрошенных рассказали, что видели 17 июля 2014 года истребитель, и один утверждал, что видел ракету, которая могла быть запущена военным самолетом. Билли пришел к выводу, что два истребителя сбили MH17: один выстрелил из не установленного пока что орудия, другой выпустил ракету. К слову, он не умолчал об этом в документальном фильме Би-би-си.