Вернуть награбленное в странах третьего мира
На февраль этого года французский активист африканского происхождения Мвазулу Дьябанза запланировал вторжение (хотя это больше напоминает перформанс) в один из музеев Брюсселя. Но из-за очередных ограничений на перемещение, связанных с коронавирусом, скорее всего, будет вынужден остаться дома.
Какую страну считать своим домом — он до сих пор не определился. Родился и вырос в Заире, который теперь носит гордое название Демократическая Республика Конго. Но уже давно проживает во Франции. И твердо убежден, что новая родина должна вернуть родине старой долг.
Дьябанза — основатель и лидер движения «Единство, достоинство, мужество». Главная цель движения — заставить так называемые страны Запада вернуть культурные ценности, награбленные в колониальный период. Речь не только об Африке, ведь разграблению в свое время подвергались и Латинская Америка, и Океания, и азиатские государства.
Дьябанза вместе с единомышленниками демонстративно выносит из европейских музеев различные экспонаты, которые в свое время были вывезены из колоний. Снимает на камеру и выкладывает в соцсети в надежде привлечь внимание общественности. Только за прошлый год он совершил «набеги» на несколько музеев Франции (включая Лувр) и Нидерландов.
Каждый раз активистов задерживают и почти всегда выписывают серьезные штрафы. При этом судьи как один, твердят мантру, что «понимают мотивы, но не одобряют методы». На ситуацию обратили внимание руководители нескольких музеев Британии. Говорят, что готовы вернуть экспонаты на родину. В свое время проблему не смог проигнорировать даже президент Франции Эммануэль Макрон. В 2017-м он пообещал вернуть «африканское наследие в Африку». Но время идет, а суды продолжают сочувственно выписывать штрафы, музеи ограничиваются пустыми обещаниями. А из 46 тысяч африканских предметов искусства [по некоторым оценкам — около 120 тысяч — авт.], находящихся во Франции, даже при содействии самого президента вернули всего один (!!!) экспонат.
Кому-то деятельность Дьябанзы кажется популизмом. Другие вообще сравнивают его с участниками погромов в США, которые грабили магазины Apple и Louis Vuitton. Вот только Дьябанза ничего не ворует, все ценности возвращает. И при этом заставляет задуматься о проблемах даже более глобальных, чем расхищение культурного наследия.
Традиционно культура — лишь верхушка айсберга, по которой можно приблизительно судить о масштабах экономической эксплуатации. Понять соотношение можно на примере багдадского и мосульского музеев и общей разрухи в Ираке, оставшейся после американского вторжения. По самым скромным подсчетам, из Ирака в США было вывезено 90 тысяч археологических артефактов. На общее восстановление страны после войны, по некоторым оценкам, необходимо почти 90 миллиардов долларов. Но откуда Ираку их взять? Разработкой нефтяных месторождений после войны занимаются Shell, Exxon, дюжина китайских компаний и т.д.
Да-да, разграбление (как культурное, так и промышленное) продолжается и в наши дни. Потому что одной демократии и невидимой руки рынка не хватает для обеспечения стабильной, предсказуемой и самодостаточной экономики Европы и США. Даже в наше время. Чего говорить об эпохе колониального расцвета?
И хотя нам часто пытаются объяснить благополучие условных Бельгии и Нидерландов талантом и трудолюбием, очевидно, что в основе этого благополучия лежат несметные богатства и ресурсы стран пресловутого третьего мира, награбленные европейскими торговыми компаниями и военными экспедициями. Своеобразный стартовый капитал.
Казалось бы, зачем сейчас вспоминать события, которые происходили сотни лет назад? Да хотя бы потому, что преступные деяния прошлого должны быть осуждены. Ведь от современной России (почему-то) требуют осуждения действий Советского Союза. А главное — перестать выдаивать уже бывшие колонии. Но нет. Франция продолжает контролировать эмиссию денег в нескольких африканских государствах, полностью подчинив их своей политической воле.
В публичной сфере тем временем декларируются истины о равенстве и братстве. В Голливуде снимают «расово верное» кино «Черная пантера», где мужественные герои возвращают в Африку вывезенные иностранцами сокровища. В реальности африканские герои, как Мвазулу Дьябанза, вынуждены покидать родные страны и жить на правах беженцев, довольствуясь акциями в социальных сетях, потому что никто в прогрессивной Европе не собирается даже украденные жезлы и леопардовые шкуры возвращать.