Время перестановок на глобальной шахматной доске
Один из журналистов задал Байдену вопрос о выводе американских войск из Афганистана.
"Мы уйдем", - ответил Старый Джо. - "Вопрос в том, когда мы уйдем".
Неплохо для вопроса, которому почти 20 лет.
Байден уклонился от темы "Северная Корея", передав слово другому журналисту. А что касается Китая, ну... Си Цзиньпин "не имеет демократической, с маленькой буквой "д", кости в теле. Но он умный, умный парень". Президент США имел в виду, что председатель Си не имеет к демократии ни малейшего отношения. По словам Байдена, он, как и Путин, "думает, что автократия — это волна будущего, а демократия не может функционировать постоянно в сложном мире". И, конечно же, добавил, что "Китай должен играть по международным правилам!"
На своей долгожданной первой сольной пресс-конференции 25 марта человек, отвечающий за Соединенные Штаты Америки, по-видимому, столкнулся с заметными когнитивными проблемами, иногда теряя ход мыслей. На многие вопросы он читал готовые ответы из блокнота. Рот раскрыт, челюсть подалась вперед, лоб в глубоких морщинах от замешательства. Президент то и дело запинается...
Ожидалось, что журналисты будут задавать сложные вопросы, как требует их работа. Особенно после запуска ракет по Сирии, в условиях растущей напряженности в Черном и Южно-Китайском морях, дипломатических неудач с Китаем и ЕС и после жалкого заявления "Путин — убийца!". Но внешняя политика не кажется серьезной проблемой для "избранной" прессы. Вместо острых вопросов президенту позволили выдать монолог, содержащий его излюбленные темы. Может, боялись обвинений в жестоком обращении с пожилыми людьми? Нет, все было по плану.
Как всё было по плану и в интервью на канале ABC 16 марта.
"Итак, вы знаете Владимира Путина", — сказал телеведущий.
Затем он вложил слова в уста президента: "Вы думаете, что он убийца?"
И Байден пал так низко, как ни один американский президент за долгое-долгое время.
Путин ответил, как и положено джентльмену: "В детстве, когда мы во дворе спорили друг с другом, мы говорили: "Кто как обзывается, тот так и называется". И это не случайно. Это не просто детская поговорочка и шутка. Смысл очень глубокий в этом психологический. Мы всегда в другом человеке видим свои собственные качества и думаем, что он такой же, как и мы".
Путин напомнил об истории геноцида коренных американцев, эксплуатации рабов и репрессий против чернокожих американцев сегодня, а также о ядерных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки во время Второй мировой войны. Он посоветовал Штатам не судить других по их собственным стандартам. Короче говоря, после многих лет вежливых заявлений о том, что западные державы должны иметь дело с Россией на основе взаимного уважения, российский президент сказал президенту США: "Не пытайтесь указывать нам, что делать".
Через два дня, 18 марта, на высоком уровне состоялась встреча между официальными лицами США и Китая в Анкоридже, на Аляске.
Во время своей пресс-конференции Байден хвастался, что разговаривал по телефону с Си Цзиньпином и "пожурил его" за "ограничение свободы" в Китае. Он также сообщил, что "США не стремятся к конфронтации, но готовы конкурировать" с Китаем. Что ж, высшие дипломаты США — госсекретарь Энтони Блинкен и советник по национальной безопасности Джейк Салливан — продемонстрировали американский стиль дипломатии своим китайским коллегам — главе комиссии по иностранным делам при ЦК КПК Ян Цзечи и министру иностранных дел Ван И. Блинкен отказался от дипломатического протокола и открыл встречу критикой того, что США называют авторитаризмом и агрессией Китая в Тибете, Синьцзяне, Гонконге и Южно-Китайском море, заявил, что такое поведение угрожает "основанному на правилах порядку, который поддерживает глобальную стабильность".
Цзечи ответил осуждением американского лицемерия: "Мы считаем, что США необходимо остановить продвижение собственной демократии в остальном мире". "США расширили собственную юрисдикцию и понятие национальной безопасности, опираясь на силу или экономическое превосходство". "Китай решительно выступает против вмешательства США во внутренние дела Китая. [...] Мы будем принимать решительные действия в ответ".
Министр Ван напомнил, что всего двумя днями ранее США ужесточили санкции в отношении Китая, используя в качестве предлога гонконгский вопрос: "Не следует так приветствовать своих гостей!" Если это была уловка, чтобы получить какое-то преимущество в отношениях с Китаем, то, по словам Ван И, "США просчитались и лишь продемонстрировали уязвимость и слабость". Но главное заявление принадлежит Цзечи: "США не в том положении, чтобы говорить с Китаем с позиции силы".
Впервые к американской гегемонии отнеслись пренебрежительно. "Право" США требовать уважения собственных ценностей и "стиля" демократии как единственно правильного было оспорено публично и категорически. Китайские чиновники не стушевались, давая понять, что Китай нужен США в большей степени, чем наоборот. И это правда, которую нелегко принять. Блинкен был шокирован.
Надо ли добавлять, что по итогам переговоров не было сделано никакого совместного заявления?
У министра Вана не было времени на светские беседы, и он вылетел в Гуйлинь на юге Китая, чтобы 23 марта встретиться с министром иностранных дел России Лавровым. В тот же день Блинкен посетил штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, где его встретили похлопыванием по спине, и никто ему не перечил. "Китай и Россия — это угрозы, которые требуют объединения НАТО", "Никаких решений о выходе из Афганистана", "Северный поток" - плохо для Украины, Польши, ЕС, США и для всех!"
Но вернемся к разговорам взрослых. После встречи в Гуйлине было выпущено совместное заявление о новом глобальном порядке, и это тяжелый удар по "основанному на правилах международному порядку", заявленному США. В нём подчеркивается, что все страны должны защищать международную систему, в основе которой лежит Устав ООН.
Россия и Китай намерены разрушить американскую монополию на нормотворчество, которая является лишь средством увековечения американской гегемонии, и продвигать демократизацию международных отношений.
"Мы оба считаем, что США играют дестабилизирующую роль", - сказал Лавров. - "Они опираются на военные союзы времен холодной войны и пытаются создать новые союзы, чтобы подорвать мировой порядок".
Министры обсудили реформу ООН, а также иранское ядерное соглашение, мирный процесс в Афганистане, Сирию и Мьянму. Они договорились твердо противостоять западным санкциям и укреплять связи между своими странами, чтобы снизить зависимость от доллара в международной торговле. И это действительно огромный шаг вперед.
Жаль, что они решили встретиться не в Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного района! [США, ЕС, Великобритания и Канада ввели санкции в отношении некоторых китайских чиновников за предполагаемые нарушения прав человека в отношении уйгуров в Синьцзяне — авт.]
Еще одно важнейшее заявление сделал Лавров: "С Евросоюзом как с организацией отношений нет. Вся инфраструктура этих отношений уничтожена односторонними решениями Брюсселя".
Лавров добавил: "На Востоке у нас очень насыщенная повестка дня, которая с каждым годом становится все более разнообразной".
На следующий день неутомимый министр Ван отправился в поездку по шести государствам Ближнего Востока. У США огромные геополитические интересы в регионе, и именно поэтому они использовали высосанный из пальца вопрос соблюдения прав человека в Синьцзяне, чтобы посеять раздор между Китаем и соседними исламскими странами.
В Саудовской Аравии Ван И представил инициативы Китая по обеспечению безопасности и стабильности в регионе. Он подчеркнул важность усилий государств региона в отношении ситуации в Сирии и Йемене и призвал к решению палестинско-израильского вопроса на основе создания двух государств.
Влияние Китая на Ближнем Востоке растет. КНР - не только крупнейший иностранный инвестор, но и крупнейший импортер сырой нефти из Ирака и Ирана, а также включился в мирный процесс в Афганистане.
27 марта министр Ван и министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф встретились в Тегеране и подписали историческое соглашение о партнерстве, рассчитанное на 25 лет и охватывающее секторы энергетики, инфраструктуры, торговли и технологий. И, конечно же, платежи идут в обход доллара США.
Экономика Ирана годами разрушалась под воздействием односторонних санкций США против нефтяной промышленности. Но сейчас Иран вот-вот станет стратегическим мостом через всю Евразию и Индийский океан, что отвечает интересам Китая в рамках инициативы "Один пояс, один путь".
Кроме того, китайский проект по расширению трубопровода, соединяющего месторождение Басра в Ираке с портом Акаба в Иордании и Египтом, позволит Ирану экспортировать свою нефть в Северную Африку. Это расширение повлечет за собой не только создание инфраструктуры, связывающей одну страну с другой, но и присутствие на месте постоянного "технического и охранного" персонала. В основном — иранского и китайского. США и Израиль не смогут остановить растущее региональное влияние Ирана.
В Саудовской Аравии министр Ван подчеркнул, что Китай выступает за нераспространение ядерного оружия на Ближнем Востоке. Конечно, он знал, что западные СМИ будут пытаться исказить цель китайско-иранского партнерства, изображая Иран как угрозу на фоне тупика в ядерной сделке, и, таким образом, постараются оправдать санкции. Сам Блинкен сделал вводящие в заблуждение заявления о ядерных возможностях и намерениях Ирана. Иран ни при каких условиях не способен производить достаточное количество расщепляющихся материалов для ядерного оружия в течение "нескольких недель", как ранее заявлял Блинкен. Судя по словам Байдена, он считал возвращение к СВПД высшим приоритетом своей администрации. Но необоснованные требования, выдвигаемые Штатами, едва ли приемлемы для страны, которая всё больше устаёт от нелепых "хотелок" США. По сути, от Ирана требуют полностью соблюдать условия старой сделки и взять на себя обязательства продолжить переговоры по новой, которая еще сильнее ограничит возможности страны.
Во время встречи с коллегой из Ирана министр Ван сказал, что тупиковая ситуация возникла в 2018 году из-за одностороннего выхода из сделки США. Ван призвал администрацию Байдена отменить санкции, перестать распространять свою юрисдикцию на третьи страны (одной из которых является Китай) и возобновить реализацию сделки всесторонне и безоговорочно.
29 марта в американских СМИ появилась новость о том, что официальные лица администрации Байдена планируют выдвинуть новое предложение о начале переговоров. Ирану будет предложено остановить некоторые виды "ядерной" деятельности. Такие как работа на передовых центрифугах и обогащение урана до чистоты 20%, в обмен на "некоторое смягчение" санкций. Высокопоставленный чиновник из иранского правительства подтвердил, что Иран прекратит обогащение своего 20-процентного урана только после того, как США отменят все санкции. И если США откажутся, Иран еще больше сократит свои обязательства, установленные сделкой 2015 года.
Предложение отклонено ещё до официального оглашения.
В нужный момент при участии России и Китая Иран активизировался. Сегодня страна находится в более сильной позиции, чем когда был подписан СВПД, и теперь США не в состоянии навязывать никаких предварительных условий.
США больше не могут контролировать перераспределение политического баланса. Их попытки сохранить однополярный мир при собственном руководстве обречены на провал. Вашингтонский истеблишмент не позволил Трампу улучшить отношения с Россией, но позволил ему ухудшить отношения с Китаем. При Байдене вновь инициирована антироссийская политика, но возможности сдержать растущую мощь Китая нет.
От Персидского залива до Тихого океана ни один крупный международный вопрос не может быть решен без участия Китая. У США есть выбор: либо продолжать новую "холодную войну" против России и Китая, либо смириться с тем, что американской гегемонии пришел конец.
Есть бредовые имперские представления и желания, а есть реальность.