Version: 0.1.0

Илонымаски российско-китайского разлива

Кристиан Б. Малапарте
Страшно представить, что может случиться с США, если в них перестанут утекать "мозги".

Сотни интернет-изданий перепостили фото с якобы недавней олимпиады по математике, на которой команда США впервые за 30 лет опередила Китай. Пикантность фото в том, что американский флаг представляет четверка азиатов.

Онлайн-зубоскалы уже сгенерировали миллион "остроумных" подписей, смысл которых сводится к нехитрому тезису: одни китайцы выиграли у других. В интернете не принято проверять информацию. Иначе авторы мема знали бы, что олимпиада прошла не в прошлом месяце, а четыре года назад. Это была не математика, а химия. И уж конечно никто не разбирался, какая именно из азиатских стран является исторической родиной американских студентов.

Казалось бы, в эпоху диктата политкорректности путать корейцев, японцев и вьетнамцев не просто моветон, а прямо моральное преступление. Однако политкорректность уже выбрала свои цвета, и желтый среди них значительно уступает черному. А посему любых азиатов можно смело именовать китайцами. Их правами в США не сильно озабочены, о чем можно судить по волне насилия в отношении азиатов, прокатившейся по нескольким штатам, и тем, как неспешно власти расследуют преступления. Нападавшие (в основном, к слову, афроамериканцы) винят именно выходцев из Азии в распространении коронавируса. За "грехи" Китая достается филиппинцам, тайцам и лаосцам.

Но вернемся к нашей олимпиаде. В свое время это был действительно прорыв. Впервые на химическом конкурсе подобного масштаба американцы взяли четыре золота. И да, Джошуа Парк, Харрисон Вэнг, Брендан Йэп и Стивен Лью, очевидно, не представители коренного населения Штатов. Их триумф в очередной раз продемонстрировал давно известную истину: США лучше всех в мире умеют использовать интеллектуальный потенциал представителей других стран.

Массачусетский технологический, Гарвард, Стэнфорд и так далее не в последнюю очередь обязаны своими рейтингами иностранным студентам. Дядя Сэм как никто другой знает, как создать идеальные условия для того, чтобы раскрыть таланты молодых русских, китайцев или индусов. Огранить алмазы, найденные на чужой земле, и превратить их в бриллианты с биркой "Сделано в Америке".

Лучшие представители самых престижных и славных профессий – традиционно из числа мигрантов. Клан Кеннеди – выходцы из Ирландии, Уорнер Бразерс основали братья из Российской империи. Хотите что-то посовременнее? Самые желанные женщины Голливуда – Галь Гадот и Скарлетт Йоханссон. Одна приехала из Израиля, другая – дочь датского эмигранта. Сенаторы Тед Круз и Марко Рубио – плоть от плоти кубинского народа.

Но главный стратегический ресурс – не актеры и политики, а представители науки. Здесь достаточно одного имени – основатель технологического гиганта Google Сергей Брин, родившийся в Москве. И чьи родители преподавали в свое время в столичных вузах.

Страшно представить, что может случиться с Вашингтоном, если однажды всерьез заговорят не о мифической культурной апроприации, а об апроприации интеллектуальной. Разумеется, это маловероятный сценарий, поскольку в основном "мозги" текут в США по доброй воле. Уж очень заманчивые предлагаются условия. Лишь бы не останавливался поток свежих, неординарных и многообещающих кадров.

Очевидно, что сами Штаты не в состоянии воспроизводить необходимое количество научных гениев для поддержания технологической конкуренции с азиатскими тиграми, Китаем, Россией и Индией. Именно за счет этих стран Вашингтон пополняет свои интеллектуальные ресурсы. Готов поспорить, что у дяди Сэма пока нет ответа на вопрос: а что делать, когда лавочка прикроется?

Было бы опрометчиво заявлять, что этот момент не за горами, но предпосылки имеются. Несколько лет назад Пекин поставил задачу сократить отток научных специалистов в США. И с тех пор планомерно, как водится в Поднебесной, ее реализует. Меры банальные, но чертовски действенные. Взяв на вооружение опыт Америки, китайцы начали платить ученым больше. Намного больше. Например, в Институте химической физики Академии наук Китая в городе Далянь научные сотрудники с докторской степенью могут рассчитывать на зарплату почти 90 тысяч долларов в год. Это чуть ли не вдвое больше, чем платят в США за аналогичную работу.

Еще пять лет назад 95 процентов китайских специалистов, получивших степень магистра за рубежом, предпочитали там и оставаться. Теперь же три четверти из них приняли решение вернуться на родину. Не последнюю роль в сокращении притока специалистов из Китая сыграли и сами США, развернув в период президентства Дональда Трампа настоящую охоту на ведьм, выискивая шпионов среди китайских ученых, работавших в американских научно-исследовательских институтах.

Пекин тем временем готов помогать и другим странам удерживать доморощенных спецов. Президент гиганта Huawei, ведущего технологическую войну с Кремниевой долиной, пообещал российским специалистам зарплаты вдвое больше, чем им предложат за океаном. Лишь бы оставались в России и работали в местном подразделении китайского производителя.

Учитывая вышесказанное, выступление Илона Маска на российском форуме "Новое знание" перед студентами выглядит не как жест доброй воли и чуть ли не одолжение (как это пытались представить некие СМИ) российскому руководству. Это прощупывание аудитории, ее зондирование и первый шажок на пути к будущему интеллектуальному аутсорсу. Ведь кому, как не Маску (у которого и в Tesla, и в Space X на ведущих ролях инженеры из России) знать, насколько ценный ресурс апроприации российские студенты. И в общении с ними он заинтересован не меньше, чем они с ним.