Государственник и лузер: какими предстали Байден и Путин в Женеве
После саммита Россия-США в Хельсинки в 2018 году тогдашний президент Трамп твитнул: «Некоторые люди ненавидят тот факт, что я хорошо ладил с президентом России Путиным. Они предпочли бы войну, чем наблюдать подобное».
Демократы потратили 3 года, пытаясь навесить на Трампа ярлык российского агента, потому что он хотел улучшить отношения. Когда в конечном итоге оказалось, что Russiagate — это мошенничество без единого доказательства, основные СМИ не обратили на это внимания. Итак, мой вопрос: «Если Трампу не разрешили улучшить отношения с Россией, как можно разрешить Байдену?».
Не стоит забывать, Трамп был новичком в политике. Напротив, Байден был в политике всю свою сознательную жизнь. Получается, вашингтонский истеблишмент сначала избавился от президента, которого не переваривал, а теперь позволяет человеку системы проводить именно ту же самую политику?
У входа в живописную виллу на берегу озера в Женеве Путин и Байден обменялись рукопожатием и улыбнулись перед камерами. Интересно, как может человек назвать другого человека «убийцей» и «мужчиной без души», а затем протянуть ему руку для рукопожатия? И как якобы «бездушный убийца» может принять это рукопожатие? Вопросы, сомнения, недоумение... Должен признать тот факт, что я не гожусь в дипломаты.
Байден попросил о встрече в апреле. Это был особенно напряженный момент. Еще до вступления в должность Байден высказался за необходимость новых санкций против России. За печально известной репликой «Путин — убийца» последовала активизация военных маневров НАТО в странах Балтии. Этому предшествовали маневры войск США в Сирии, недалеко от зоны дислокации российских вооруженных сил.
Затем кто-то из Вашингтона позвонил в Киев, и Зеленский, который с тех пор, как стал президентом, стал смешнее, чем в период выступлений в телевизионном шоу со спущенными штанами, произнес громкие слова: «Минск должен быть гибким!», «Украина не начинает войну первой, но всегда стоит до последнего», «Крым и Донбасс [...] не будут счастливы без Украины», «Забудьте о том, что Украина забудет о Крыме». Вашингтон и НАТО заверили Киев, что их поддержка «непоколебима».
Кремль распознал блеф и оценил реальную природу этих заявлений — проявление слабости. Ответ — переброска на территорию России, прилегающую к Донбассу, 120000 военнослужащих. Затем США направили военные корабли в Турцию, чтобы войти в Черное море. Путин дал понять, что их появление у берегов России будет рассматриваться как открытая провокация, и они быстро отступили.
Намерения США были очевидны: обострить ситуацию, чтобы потом разговаривать с позиции силы. Но игра пошла не по плану.
Встреча в Женеве оказалась даже короче, чем ожидалось. Это означает, что ничего существенного не обсуждалось. Если бы они хотя бы пообедали вместе, это можно было бы назвать «обедом двух мировых лидеров».
Байден уехал сразу же в отель, показав прессе большой палец. Его пресс-конференция была назначена на 2 часа позже, чтобы он мог вздремнуть, пока его команда наблюдала за пресс-конференцией Путина. Ах да, Белый дом заранее заявил, что по окончании встречи состоится односторонняя пресс-конференция. Но как! Саммит такого уровня и без двусторонней пресс-конференции? Дело в том, что за день до этого события «эксперты по России» посоветовали Байдену отказаться от совместного брифинга с Путиным, дабы российский президент не перетянул внимание на себя. Проницательные эксперты! Кроме того, российские СМИ не были допущены, и Байден отвечал на предварительно утвержденные вопросы от знакомых ему корреспондентов. Фундаментальные основы свободной прессы.
Разве это не похоже на попытку хорошего пиара? В частности, нацеленную на американских граждан? Байден отправился в поездку по Европе, чтобы дать понять: «Америка вернулась». Но его внутренняя политика не работает и не пользуется популярностью. Экономика США ухудшается, и количество обращений за государственными пособиями по безработице растет. Президент не совсем оправдывает ожидания американского среднего класса, и он теряет поддержку.
В то время как Байден отвечал на заранее утвержденные, подобострастно нейтральные вопросы, Путин позволил иностранным журналистам задавать традиционные обвиняющие вопросы (точнее сказать, утверждения). И открыто принял вызов.
Как это часто бывает, корреспондент CNN выставил себя дураком. У него даже не хватило воспитания встать со стула, чтобы задать вопрос президенту, как это делали его коллеги. Но самым нелепым репортером дня оказалась корреспондент ABC News. Она вытащила на свет список политических оппонентов Путина, «которые мертвы или брошены в тюрьму», а затем спросила: «Господин президент, чего вы так боитесь?».
Да, конечно, Путин сначала боялся прожигателя жизни Немцова и 2% его сторонников. А теперь боится королевы драмы — Навального. Как это принято у западной «свободной» прессы, Путину пришлось тратить много времени, отвечая на громоздкие и высосанные из пальца вопросы. В конце концов, обе пресс-конференции никак не прояснили истинные причины встречи.
В любом случае, у Путина были веские причины быть довольным ещё до саммита: отмена санкций против газопровода «Северный поток - 2» и заявление Байдена об отсутствии конкретного плана вступления Украины в НАТО до искоренения коррупции. Красные линии...
На саммите G7 в Корнуолле и саммите НАТО в Брюсселе США заявили о своих тактических целях в отношении «авторитарных», «злокачественных» угроз со стороны России и Китая, и ясно дали понять, чего они ждут от европейских вассалов. С точки зрения геополитики беседа у озера выглядела практически бесцельной. Но могло ли за этим скрываться что-то большее?
Послание Байдена из Женевы таково: США не заинтересованы в обострении противостояния. Это не означает, что отношения между США и Россией достигли переломного момента. Россия останется главным врагом, но теперь объявлено перемирие (вооруженное перемирие, конечно). Американцы не поменяли стратегию по украинскому вопросу. Значит, минские соглашения в силе. Но не стоит забывать, что активность США на Украине напоминает подготовку к военным действиям и к размещению там военной базы. Это часть стратегии сдерживания, которая будет продолжена. По этой же причине прибалтийские шавки будут лаять по команде всякий раз, когда Вашингтон сочтет это необходимым.
Между тем, западноевропейские страны со своими военно-морскими силами пригодятся в сдерживании Китая в азиатско-тихоокеанском регионе (приоритетное направление для хозяев-кукловодов, дергающих за ниточки, к которым привязан Байден). Уходящая канцлер Меркель отреагировала осторожно и призвала не отказываться от «сбалансированной» позиции в отношении Китая (только-только сага о «Северном потоке - 2», оказавшаяся весьма изнурительной для неё, наконец закончилась). После саммита НАТО президент Франции Макрон заявил: «НАТО — это организация, [...] которая занимается Северной Атлантикой. Китай имеет мало общего с Северной Атлантикой».
Ну, на данный момент это так. Но не будем забывать, что общий «оборонный» бюджет 30 членов НАТО вырастет на 4,1% в 2021 году, достигнув 1,049 триллиона долларов. Учитывая эти цифры, могут ли члены альянса сами определять свою судьбу? Если альянс сможет обязать своих членов увеличить свои годовые военные расходы, он также скажет, где они должны разместить свои вооруженные силы.
Вашингтонский истеблишмент напуган укреплением стратегического партнерства России и Китая. И они прекрасно знают, что смутный инфраструктурный проект «глобального охвата», выдвинутый на саммите G7 и преследующий цель противостоять китайскому проекту «Один пояс, один путь», нежизнеспособен. Его суть — не выпускать глобальный Юг из ловушки МВФ. Китай по-крупному инвестирует во многие страны. В том числе, в экономику участников НАТО. И такое положение дел ничего не способно изменить.
День у озера стал лишь очередной отчаянной попыткой воспрепятствовать неизбежному укреплению многополярного порядка, в котором США — лишь один из многих игроков, и определенно не тот, за кем будет последнее слово. Миссия Байдена заключалась в том, чтобы обмануть Путина, заставив его думать, будто он пытается «вернуть его на мировую арену» (как это понимается на Западе) и, следовательно, отдалить Россию от Китая. Но он сидел за столом перед первоклассным шахматным мастером, который заранее знает все ходы.
1 июля будет отмечаться 100-летие основания Коммунистической партии Китая, и, вероятно, Путин будет почетным гостем в Пекине. В ближайшем будущем нас ждут встречи, которые имеют реальное значение.