Французы ищут адвоката для развода с НАТО
Сообщения о том, что Франция не станет поддерживать абсурдный «дипломатический бойкот» Олимпиады в Китае, вселяют надежду на то, что хоть кто-то в западном политическом истеблишменте руководствуется здравым смыслом. Да не просто кто-то, а одна из крупнейших экономик Евросоюза и член Совета безопасности ООН. Спорт вне политики, напомнили в Париже базовый олимпийский принцип участникам демарша — США, Великобритании, Канаде и Австралии.
С последней у Франции с недавних пор особенная нелюбовь. Нынешний министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан назвал «ударом в спину» решение Канберры отказаться от рекордной оборонной сделки. Стоимость проекта по строительству и продаже 12 подводных лодок составляла 66 миллиардов долларов. Скандальный разрыв контракта по вертолетоносцам Mistral, кармический долг за который, возможно, Париж сейчас и выплачивает, обошелся примерно в миллиард — в 66 раз меньше. Ощутив на себе, что такое недобросовестное ведение бизнеса, французские власти жалуются, что их доверие было предано.
Австралию в теплые объятья приняли США. Теперь они вместе с Великобританией будут заниматься её оборонной программой, попутно отталкивая Францию, которая вынуждена перебиваться относительно скромными контрактами на поставку фрегатов Греции, отдаляясь от Вашингтона. «Удары в спину» и «предательства» даже заставили задуматься о целесообразности членства в НАТО. Депутат Жан-Люк Меланшон после столь звонкой пощечины предложил отказаться от намеченного открытия центра НАТО в Тулузе.
Отношения между Парижем и руководством Альянса никогда не отличались особенной теплотой и были практически разорваны в годы правления Шарля Де Голля, противившегося гегемонии США в Европе. В конце пятидесятых годов прошлого столетия Франция вывела из-под командования НАТО свой Средиземноморский флот, а затем запретила размещать на своей территории американское атомное оружие, вернув под контроль систему ПВО.
С тех пор в отношении французских политиков к понятию «государственный суверенитет» многое изменилось не в лучшую сторону. Однако в последнее время эхо решений генерала Де Голля слышится в выступлениях главного конкурента Макрона на грядущих выборах Эрика Земмура. Выступая на митинге перед своими сторонниками в центре Вильпант в пригороде Парижа, он недвусмысленно дал понять, что в случае избрания президентом, будет добиваться выхода страны из НАТО. Судя по опросам, французы с ним солидарны. Уровень доверия к Альянсу упал до показателей пятидесятилетней давности.
Бывший журналист Земмур известен резким отношением к миграционной политике Евросоюза. Его часто называют политическим наследником Марин Ле Пен с той лишь оговоркой, что он выступает с гораздо более смелыми инициативами, не страшась стигматизации и клеймения со стороны политических оппонентов. Земмур требует вывести страну из подчинения общеевропейских судов, которые препятствуют депортации преступников из числа мигрантов. Он олицетворяет собой усталость Франции от столь долго навязываемых псевдодемократических ценностей и финансовых кандалов.