Валютная дуэль
С начала декабря минувшего года американский доллар медленно сдает свои позиции по отношению к рублю. Надолго ли? Этим вопросом мучает себя едва ли не каждый россиянин. Если предыдущие годы спрос на валюту у населения был весьма ажиотажным как при ослаблении рубля, так и его росте, то сейчас страсти значительно поутихли. Чем вызвана такая инерция? Крупные финансовые аналитики и экономисты, недавно видевшие в сложившейся ситуации целый объект, требующий пристального внимания, внезапно перестали осыпать своими пессимистическими гороскопами владельцев крупного бизнеса, мелких предпринимателей и даже простых граждан. Хотя еще в 2016-м их было сделано так много различных и страшных, только вот не сбылись они почему-то... Ни нефти по 20 долларов, ни доллара за 100 рублей, ни дальнейшего падения и без того павшей экономики, ни виселицы от санкций… А сейчас ни громких заявлений, ни "армагеддонских" пророчеств а-ля Кудрин… Тишина, одним словом.
Необходимо ли гражданам волноваться о своих сбережениях или нет? Может, повода для беспокойства совершенно нет: экономика вырулила на подъем, доверие к рублю укрепляется, избрание Трампа благоволит России – или просто жить становится лучше? Давайте вместе попробуем разобраться, что к чему.
Для начала необходимо понять, кому в России выгоден слабый рубль, а кому сильный.
Доля импорта в торговле продовольственными товарами варьируется примерно от 1/5 до 1/4 в зависимости от сезона. Безусловно, это очень хороший показатель на фоне предыдущих лет, когда он составлял более 1/3. При этом доля импортной продукции в легкой промышленности составляет гигантские 3/4. А что касательно электроники бытового назначения, то тут дела вообще плачевны, так как доля продукции российской разработки не превышает и 1/20. Получается, что жители России в сложившейся ситуации вынужденно являются в большей степени потребителями иностранных товаров, чем отечественных, а значит, населению страны слабый рубль совершенно невыгоден. Чем сильнее рубль, тем больше вы можете себе позволить на свою зарплату.
Фото: depositphotos
С позиции же государства все выглядит немного иначе. Бюджет России на ближайшие годы можно характеризовать как консервативный, ведь бюджетная консолидация достигнута, по сути, за счет сокращения расходной части. Самое удивительное, что в этом году в экономику страны "вольют" порядка 2,3 триллиона рублей, в 2018-м – 2,246 трлн, а в 2019-м – всего 2,054 трлн. Проще говоря, за три года экономика нашей необъятной Родины получит господдержки на 1,3% меньше. Но при этом в 2017 году согласно базовому сценарию Минэкономразвития рост ВВП в стране прогнозируется темпом 0,8%, в 2018 году – 1,8% и в 2019 году – 2,2%. Не кажется ли вам очень странным то, что урезая расходы, прогнозируется экономический рост? Что может спровоцировать подъем экономики, если, с одной стороны, санкции блокируют иностранные инвестиции, а с другой стороны – сокращение собственных вливаний в экономику? Банковские кредиты вообще не в счет – предприниматель не может себе их позволить по причине неподъемных процентов.
Неужели остается только фальшивить и называть экономическим ростом то, что всего лишь может явиться банальным увеличением доходов от возможного роста цен на нефть? Это больше похоже на правду. Хотя имеются и мнения, что якобы "рубль отвязался от нефти". Так ли это? Как только доля нефтегазовых доходов перестанет составлять львиную долю доходов в бюджете, с этим можно будет согласиться. Пока же этот показатель многие годы варьируется от 40 до 50%, говорить о каком-то ином провокаторе роста, кроме как позитивной конъюнктуры на нефтяном рынке, просто неуместно. Возросшие цены на нефть действительно сумеют помочь экономической ситуации в стране и даже гарантировать исполнение социальных стандартов для населения. Пока ситуация благоволит российской экономике – на нефть положительно влияют договоренности стран-нефтепроизводителей о сокращении ее добычи. Главная интрига сохранения роста нефтяных цен заключается в том, как долго и качественно экспортеры нефти будут исполнять эти обязательства далее. Кроме того, не стоит забывать и о возможной активности производителей сланцевой нефти в США, которые формально ждут осуществления планов Дональда Трампа по обещанному им стимулированию добывающих отраслей. Есть еще, конечно, и возможные риски падения нефтяных котировок, вызванные спадом двух крупнейших экономик – США и Китая. Конечно, не факт, что это случится, но все же это вкупе существенно снижает вероятность возврата нефтяных котировок ко стодолларовым отметкам как минимум на ближайшие годы.
Фото: zerohedge.com
В такой ситуации государству слабый рубль выгоднее, поскольку расходы номинированы в рублях, а значит и от исполнений по бюджету можно не отказываться, хотя на деле все это напоминает просто перекладывание расходов на плечи народа, как конечного потребителя товаров и услуг. И Центробанку в период обвала цен на нефть больше ничего не оставалось делать, кроме как прекратить валютные интервенции и отпустить курс. Иначе накопленные резервы было бы выгоднее просто сжигать в печке, чем отпускать на поддержку курса рубля.
Объяснить это проще всего на простом примере. В добрые для экономики России времена нефть стоила в районе 100 долларов за баррель, а курс равнялся порядка 32 рублей. Не сложно посчитать, что экспортируя нефть, за каждый баррель страна получала 3200 рублей. Сейчас нефть стоит порядка 54 долларов, и если бы Центробанк продолжал держать курс, то страна получала бы лишь 1728 рублей за каждый баррель нефти. При таком раскладе доходы бюджета, учитывая, что углеводороды занимают в нем почти половину, уменьшились бы просто на катастрофическую величину!
Но с падением нефти падает и рубль. И получается, что 54 доллара за баррель нефти при курсе 60 рублей дают бюджету почти те же деньги – 3240 рублей.
Высокая цена на нефть, если и случится снова, то опять обернется для страны очередным пополнением валютных резервов, ведь альтернативным сбережениям инвестиционных проектов и планов с качественным набором мер и направлений в стране просто нет.
Получается, что возврат к сильному рублю совершенно не выгоден России с ее экономикой в том виде, в котором она существует. Поэтому ожидать того, что рубль вернется на прежние отметки при росте нефтяных котировок, явно не стоит. Да и не случалось этого ранее, если опираться на динамику курса американской валюты по отношению к рублю за последние 20 лет. Виной тому обычная инфляция. Бюджет страны вынужден расти для того, чтобы уравняться с рынком, да и чрезмерно сильный рубль не позволит своевременно и в достаточной мере пополнять Резервный фонд из тех же нефтяных доходов.
Фото: depositphotos
При всем этом ни слабый, ни сильный рубль никак не способны повлиять на оздоровление российской экономики. Отечественному производителю абсолютно все равно, на какой отметке установится курс, главное, чтобы он просто стабильным оставался. Согласитесь, что иначе любому инвестору станет страшно от одной только мысли о каких-либо долгосрочных вложениях в российскую экономику. В таких условиях, как сейчас, просто планировать невозможно. Да, собственно, это и происходит на деле. Бегут инвесторы не от выдуманных санкций и эмбарго, а от неопределенности и неразберихи. Поэтому и качественного экономического роста нет и ожидать не стоит, ведь экономика России слишком зависит от сырьевой составляющей, к моему глубокому сожалению.
Означает ли это, что нужно немедленно скупать доллары и скорее избавляться от рублей?
Это хорошо объясняет инфляция, а вернее, она показывает, на сколько за некий интервал времени обесценилась национальная валюта. Если быть точнее, то в цифрах это выглядят так:
Получается, что с 2009-го по 2016 год родной нам рубль обесценился к доллару на 55,37%. Учитывая, что курс доллара в 2009 году начал свой отсчет с отметки 29,3916 рубля за доллар, то к сегодняшнему дню его стоимость с учетом инфляции равнялась бы порядка 46 рублей за доллар.
Но почему же сейчас доллар стоит 60 рублей, а не 46? Все дело в нефтяных котировках, а вернее подешевевшей нефти, у которой ровно столько же шансов начать падение на новое дно, как и начать стремительно дорожать. Этим и объясняется то самое финансовое "затишье". Тем, кто имеет на руках рубли, выгоднее остаться со своими "деревянными", а имеющим долларовые накопления стоит не спешить избавляться от "зеленых". По крайней мере, так выглядит краткосрочная перспектива.
Возможен ли в перспективе возврат к 30 рублям за доллар? Нет. Инфляция вынуждает индексировать зарплаты, пенсии, пособия. Ключевая ставка, вроде бы, снижена до 10%, но банки все равно выдают ссуды лишь под космический процент. На собственное производство в таких условиях надежды малые – с одной стороны, крайне невыгодные условия кредитования, с другой – туманные экономические перспективы. Внутренний спрос снижается, а значит, только чистый экспорт остается единственным источником поддержки существования страны.
Фото: depositphotos
Следовательно, даже при возвращении нефтяных котировок на докризисный уровень курс вряд ли будет меньше, чем 50 рублей за доллар.
Ну если только нефть не закрепится на отметках порядка 150 долларов за баррель – тогда пожалуйста. Но таким сценарием только отделы фантастики в библиотеках пополнять.
Очередной раунд валютной дуэли рублем проигран. Будет ли выигран следующий – сомнительно. Ведь в основу прогнозов экономического роста страны закладывается цена на нефть, которую спрогнозировать достоверно просто невозможно.
Должен быть четкий план развития, а имеем лишь сценарий. Вот и живем поэтому как в фильме ужасов.