Почему мы станем еще беднее
Российскую бедность невозможно корректно сравнивать с той, что водится в США или развитых европейских странах. У нас она своя, особенная, неповторимая, уникальная. Наша бедность не приходит в дом вместе с безработицей – в России от нищеты не могут увернуться даже те, кто без устали работает от заката до рассвета. Как такое может быть? Всё дело в том, что всё больший процент от общего населения страны получает такие зарплаты, на которые нормально существовать просто нереально.
Заработной платой мы привыкли называть ту сумму, которую получаем в месяц "на руки". Если верить статистике, то величина этой номинальной зарплаты в рублевом выражении неуклонно растет: в 2015 году рост составил 5,1% к 2014 году; в 2016 году целых 7,7% к предыдущему аналогичному периоду. А министерство труда и социальной защиты и вовсе переполнено позитивом – по мнению министерских представителей, в 2016 году выросли даже реальные зарплаты граждан страны.
Средняя "температура по больнице" выглядит красиво, согласитесь? Но на самом деле поводов для оптимизма практически нет. И вот почему.
– Ориентироваться на рост номинального выражения заработной платы или пособия никогда не стоит – эта величина сильно зависит от инфляции, уровня безработицы, налогового бремени и прочих факторов. Но даже если ограничиться одной инфляцией согласно официальной статистике, то номинальный рост зарплаты за последние 2 года ее всё равно не перекрывает – 12,8% прибавки к оплате труда против инфляционных 18,3%.
– Реальные заработные платы граждан в 2015 году постоянно падали, а работодатели, повергнутые кризисом в ступор, где-то не спешили, а где-то и не могли платить больше. Соответственно, каждый россиянин, даже с учетом индексации по сравнению с докризисным периодом, мог себе позволить уже гораздо меньше с учетом цен, серьезно возросших за данный период. Реальные зарплаты населения в 2015 году рухнули на целых 9,5%. Есть ли смысл министерству заикаться об их скромном росте на 0,6% в 2016 году к предыдущему году? Я думаю, нет. Просто "отскочили" на временном укреплении рубля.
– Если Минтруда и в самом деле узрело некий рост реальной заработной платы, то в таком случае динамика оборота розничной торговли в годовом сопоставлении также бы росла, а она неуклонно снижается. Получается, опять рисуют "надувные" цифры? Или, возможно, произошел рост доходов высокооплачиваемых слоев населения, которым возвращать свои расходы на прежний уровень не требуется – они и так себя фактически не ущемляли.
– Ожидать в перспективе реального роста зарплат на фоне политики Минфина по замораживанию и сокращению расходов также не стоит.
Интересно обратить внимание на реальные располагаемые доходы всех россиян за 2016 год, которые отражают не только сами зарплаты, но и учитывают социальные выплаты, доходы от собственности, налоги, ЖКХ и т. д. Проще говоря, ваши деньги, которые остались после уплаты вами всех обязательных платежей.
Тут совсем всё плохо. В 2015 году реальные доходы сократились на 3,2% по сравнению с 2014 годом, а по итогам 2016 года почти на целых 6% по сравнению к предыдущему периоду.
Многие надеются на то, что переломный момент пройден и 2017 год будет иметь более оптимистический сценарий для населения и экономики в целом. Мне бы тоже хотелось верить в лучшее, но цифры утверждают обратное: гражданам рассчитывать даже на малейший рост реальных доходов в 2017 году не стоит – только наоборот.
Буквально перед Новым годом Минфин внес в правительство пакет поправок к Налоговому кодексу касательно акцизов на топливо на 2017 год. Ставка акциза на дизельное топливо повышена с 5,29 тыс. рублей за тонну до 6,8, на средние дистилляты – до 7,8. Может быть, у вас нет автомобиля на дизельном топливе или даже совсем нет автомобиля, но не стоит забывать, что цена на прилавках магазинов складывается в том числе и из цены на транспортировку товара.
Фото: соцсети
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 января 2017 года № 120, срок действия льготного тарифа по системе "Платон" продлен до 15 апреля 2017 года, а затем размер платы увеличится и составит 3,06 рубля за километр. Разогреть инфляцию до запредельных величин у "Платона" вряд ли получится, но добавить к ней прибавку в виде дополнительных 0,5-1% он вполне способен.
Госдума в конце 2016 года приняла закон об изменениях в Налоговый кодекс, предусматривающий рост акцизов, а также расширение списка подакцизных товаров в 2017–2019 годах, – алкоголю и сигаретной продукции не повезло. Возможно, теперь больше повезет здоровью россиян. Но удорожание товаров данных категорий также неминуемо.
Рост тарифов на проезд ежегодно является для нас новогодним подарком. Этот год – не исключение.
Рост тарифов ЖКХ ожидает россиян с 1 июля 2017 года. В среднем по России тарифы на "коммуналку" вырастут от 4 до 7%.
Фото: depositphotos
Зарплаты, если и будут индексироваться, то в рамках прогнозируемой инфляции, а она ожидается правительством в 2017 году на уровне 4%. Следовательно, даже если такая индексация произойдет, то поравняться с уровнем докризисных реальных зарплат всё равно не получится.
Право повышать кадастровую оценку недвижимости при калькуляции ставки налога имеет теперь каждый регион страны. Субъекты Федерации правом непременно воспользуются – налоговая нагрузка на граждан страны пропорционально возрастет.
Повышающий коэффициент транспортного налога на 2017 год Минпромторг пока не обозначил, но, по традиции, полагаю, он, конечно же, вырастет.
Дальнейшее укрепление курса рубля при сохранении цены на нефть в коридоре 55–60 долларов за баррель негативно отражается на рублевом наполнении бюджета страны. Особенно в тандеме со сделкой ОПЕК по ограничению добычи нефти. Это очень усиливает риски возможной девальвации национальной валюты, о которой несколько недель назад заявляли Минфин и ЦБ.
Также стоит обратить внимание на основные направления государственной долговой политики российской федерации на 2017–2019 годы, опубликованные буквально недавно на сайте Минфина. Говоря о ближайшей экономической перспективе страны, Минфин заявляет, что "период будет характеризоваться структурными ограничениями роста ВВП и, как следствие, существенными рисками при исполнении федерального бюджета", а для России финансирование бюджетного дефицита преимущественно за счет заемных источников станет "новой реальностью".
А вот так в министерстве прогнозируют структуру государственного долга России на ближайшие годы.
Как видно из графика, государственный внешний долг увеличится незначительно и в последующие годы даже сократится. И это хорошо. А вот большая часть заимствований придется на государственный внутренний долг, который к тому же будет расти с каждым годом. Внутренний долг неизбежно ложится на плечи резидентов страны, а значит – опять на плечи населения.
В структуре российского долга ценные бумаги составляют около 75%, причем основная часть государственных обязательств выражена в национальной валюте – 71%. Минфином ожидается, что расходы на обслуживание госдолга не превысят 1% ВВП, а рост экономики составит не менее 1,5% ВВП ежегодно.
Сдается мне, что добиться реального экономического роста в полуторапроцентном размере экономике России в сегодняшних реалиях просто невозможно, а значит Минфин может прибегнуть к самым простым для себя "методам" погашения долга:
– Очередная порция инфляции. Формально внутренний долг не является сверхогромным, а значит, вряд ли приведет к гиперинфляции. А вот девальвация в 10–15% – пожалуйста. Заказывали?
– Введение новых и увеличение имеющихся налоговых ставок. Ждем расширение вышеперечисленного списка?
– Дальнейшее секвестирование бюджета по всем возможным статьям расходов.
Фото: соцсети
Самое печальное во всем этом, что недооцениваются коварные последствия внутреннего долга для России с имеющимся низким уровнем доходов населения, а следовательно – и сбережений. С одной стороны, экономика нашей страны под санкциями и существенно ограничена в поиске и привлечении зарубежных инвестиций. С другой стороны, привлечение государством резидентов к покупке государственных ценных бумаг отбирает у них стимулы и возможности к инвестированию этих самых ограниченных средств в производство, в народное хозяйство. Именно поэтому быстрое увеличение внутреннего госдолга может привести к существенному сокращению основного капитала.
Кроме того, если в экономике России продолжится спад производства, то каким образом будут совершаться процентные выплаты по долгу? На данный момент складывается картина, при которой темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта. Похоже, мы опять становимся беднее…