Закупка облигаций США: много шума из ничего
Министерство финансов США 15 мая опубликовало данные, в которых представлены главные иностранные держатели их казначейских ценных бумаг. Глядя в эту нехитрую табличку, несложно посчитать, что за март 2017 года доля российских вложений в американские гособлигации увеличилась на 15,6%. Данная информация, к утру появившаяся практически во всех новостных лентах, в буквальном смысле просто взбудоражила общественность.
Одни сразу же посоветовали "народу попрощаться с этими деньгами навсегда", другим внезапно привиделась "вновь вставшая на колени отечественная экономика, не доевшая этих самых средств, что отправились в ценные бумаги США", третьи и вовсе считают, что "из колониальной России просто отправился очередной "караван с дарами" на Запад".
Сразу скажу, что в относительно благополучные докризисные 2011—2013 годы объем российских вложений в казначейские ценные бумаги США варьировался в среднем от 100 до 140 млрд долларов. Тогда это не только никого не пугало до всевозможных чёртиков и страшилок, но и вообще оставалось без внимания ввиду полной неинтересности.
Фото: depositphotos
Неблагополучный кризисный 2015 год слегка подкорректировал эти цифры в сторону снижения, и к апрелю 2016 года общий объем американских гособлигаций в российских "руках" составил всего 82,5 млрд долларов. Но затем, чуть больше чем за два месяца, количество таковых ценных бумаг приблизилось к 91 млрд долларов. Практически аналогичный скачок вложений в гособлигации США и не больше, чем годичной давности, тоже никого не повергал в шок и не заставлял биться в конвульсиях, заливая соцсети тысячными комментариями, казалось бы, по всем статьям унылую новость.
Кто прав, и, может, есть чего опасаться? И как же так случилось, что мартовское увеличение инвестиций до скромной отметки 99,8 млрд долларов оказалось способным так серьезно взбудоражить общественное сознание, ведь среди стран, владеющих американскими облигациями, Россия находится лишь на 15-м месте?
Давайте попробуем разобраться.
Традиционно лидерами среди всех держателей таковых облигаций остаются Япония и Китай, да и в богатых нефтяных арабских странах американские гособлигации всегда были в приоритете. С саудитами и арабами вообще сразу всё понятно — там нужда в таких бумагах объясняется структурными проблемами, вытекающими из дефицита бюджета, который неизбежен при низких ценах на черное золото. Японии, на первый взгляд кажется, вообще от твердой руки своего верного американского хозяина никогда не избавиться. Но как же могучий Китай? Поднебесная больше пугает, чем спешит избавиться от американских ценных бумаг, а к марту 2017 года их объем в долларовом эквиваленте составил 1087,6 млрд. Причем реальное количество казначейских бумаг США, которое фактически сжимает китайский кулак, куда выше, ведь статистика не учитывает те, что хранятся на счетах разного рода офшорных финансовых структур. Может быть, Европа, которую нам так навязчиво многие ставят в пример по любому случаю, тут мыслит иначе?
И тут всё так же ровно. Правительство "изумрудного острова" за март добрало еще таковых облигаций на почти 7 млрд долларов. Страна, чьи заборы и стены давно исписаны словом "Brexit" поверх ранее написанного "Brexit", увеличила свою долю на более чем 11 млрд долларов. Бельгия — на 3,5 млрд, Франция — на 5,5 млрд, Австралия — на 3 млрд. Стремительно развивающиеся Индия, Бразилия, Турция — все туда же. В общем же популярность казначейских бумаг США за один только отчетный март 2017 года выросла в мире на 67 млрд долларов, а за первый квартал текущего года — на 126 млрд долларов.
Фото: depositphotos
Помнится, что некоторые отечественные экономисты пророчили бесполезность повышения базовой ставки ФРС США, дескать, никаких макроэкономических перемен это незначительное изменение не привнесёт. Вот он, ответ: 126 млрд долларов инвестиций в американскую экономику разом. Тут Трампу не только сланцевой нефтью можно начать успешно заниматься… Но это уже немного другая история, вернемся к нашему случаю.
Так вот, какова же причина, по которой центробанки самых развитых и стремительно развивающихся стран мира решили увеличить часть своих резервов в казначейских облигациях США?
В первую очередь, для обеспечения относительно благополучного участия в международной торговле всегда требуется некая финансовая безопасность, как у нас принято говорить с недавних пор — "антикризисная подушка". Для чего? Банально для обеспечения своих внешних долгов.
Справедливо будет, если вы спросите: "Но почему в долларах?" Спускаться в тёмные лабиринты истории к далеким временам Бреттон-Вудского соглашения, чтобы объяснить нынешнюю гегемонию "зеленой" валюты, я думаю, не стоит. Скажу проще, мировая финансовая система целиком и полностью завязана на долларе и прощаться с ним совсем не собиралась и не собирается, а значит вкладывать в доллары, а доллары — в казначейские облигации США не только надежно, но более ликвидно. Причем эта надежность и ликвидность отмечается как в краткосрочной, так и в долговременной перспективе, в отличие, например, от российских ценных бумаг, временно раздутых кэрри-трейд и спекулятивными процессами.
Кто-то возразит: "Но ведь в последние годы привлекательность ценных бумаг США сильно упала, были даже случаи весьма внушительных операций по продаже таковых". Да, но продажа была связана не с проблемами американской финансовой системы или экономики, в кризисный период страны принялись латать свои бюджетные дыры и частично избавлялись от долларовой массы и казначейских бумаг США. Глобальный же тренд привлекательности американского доллара и ценных бумаг совсем не изменился и по-прежнему стремится вверх. Так, если на январь 2011 года американские облигации в общем мировом объеме составляли 4433,7 млрд долларов, то на январь 2017 года — уже 5953 млрд долларов.
Фото: соцсети
Стоит ли вообще экономическому блоку РФ держать на балансе доллары США и американские гособлигации? В идеале и мне импонирует мечта о том, что "доллару наступит крах и нужно спешить от него отказываться". Но, чего же такого неординарного в экономическом плане страна добилась за последнюю пару-тройку посткризисных лет, чтобы уповать на такие мечты? Вот и я об этом подумал…
А если ЦБ РФ полностью избавится от долларов и американских ценных бумаг в существующих финансово-экономических реалиях? Изолироваться у наших "углеводородных" компаний вряд ли получится, ведь внутренний рынок не способен принять то количество сырья, что с лихвой забирает экспорт. Следовательно, торговать без доллара будет куда сложнее, выплаты по долгам сразу же существенно возрастут, поскольку будут содержать целые цепочки спекулятивных надстроек, всегда способных отправить рубль в очередное непрогнозируемое пике.
Что будет потом? Многочисленные возгласы о том, что "и Минфин, и ЦБ вместе с их правителями несносные вредители"? Я и сам, если по делу, готов пройтись катком по вышеупомянутым конторам, но именно в данной ситуации их действия вряд ли заслуживают порции новых упрёков.
Пятнадцатипроцентное увеличение вложений в гособлигации США — более чем оправданный ход в условиях крайне шаткой ситуации как с мировой стоимостью нефти, так и серьезными спекулятивными процессами нерезидентов, связанными с курсом рубля. Как можно начать сдувать долларовую "антикризисную подушку" безопасности, если, несмотря на все усилия по сокращению долгов банковского сектора РФ, они все еще составляют немалые 119,3 млрд долларов, а внешняя задолженность самого ЦБ РФ почти 11 млрд долларов?
При этом особенно настораживает корпоративный долг отечественных компаний. Он увеличился с 345 млрд до 351 млрд долларов и вновь продолжает тенденцию поступательного роста.
Кроме того, как я уже не раз отмечал, настораживает чрезмерная активность нерезидентов на рынке российского государственного долга. За первый квартал 2017 года на руках у нерезидентов оказалось более 80% всего нового долга, сформированного Минфином.
Фото: politnews.net
Верите в крепкий рубль в перспективе и ругаете стремление больше вкладывать в американские гособлигации? Я лишь проведу сравнительные статистические параллели, а выводы вы сделаете сами.
На сегодня в руках нерезидентов более 1,8 триллиона рублей. Чтобы было проще представить, это более 30% от всего объема рынка, а ведь статистика не учитывает и часть бумаг, торгующихся на Московской бирже, в которой участие нерезидентов также весьма велико. В предкризисный период 2014 года это значение равнялось 28%. Что произошло дальше, вы все хорошо помните.
Пока российский рынок предлагает самую фантастическую из доходностей, кэрри-трейд будет процветать, дешево занимая в долларах под смешные 0,2—1%, и вкладываться в рублевые облигации с доходностью свыше 8% годовых. Подгонять и усиливать курс рубля нерезиденты будут до тех пор, пока будут считать, что ЦБ в состоянии исполнять свои обязательства.
То, что ЦБ и Минфин такое развитие событий допустили, уже тема другого печального разговора, поскольку повлиять на развитие событий или как-то удержать ситуацию в отведенных рамках у министерств уже не получается.
Отказаться от покупки долларов и американских госбумаг при очень удобном валютном курсе было бы сродни выстрелу в собственную ногу, поскольку в результате дефицита валюты в стране нас вполне могло ожидать повторение недавней ситуации в Азербайджане, когда оказавшийся на грани краха Международный банк Азербайджана прекратил выплаты по внешнему долгу.
"Зачем нам еще доллары и американские облигации, если можно вложить в собственную экономику!" Это, пожалуй, одно из немногих мнений как народа, так и ряда экономистов, обладающее рациональным зерном. Но есть одно "но".
В относительно благополучные годы, когда нефть пробивала потолок в 100 долларов за баррель, это утверждение было бы не только справедливо, но и своевременно. Сейчас это мнение слегка "потерялось" во времени и окружающей действительности. И вот почему.
Фото: depositphotos
В кризисный период и последующий за ним период экономической нестабильности ключевую роль начинает играть ликвидность. Получается, что "финансовая подушка" в виде долларов — хорошо, а долларовые казначейские бумаги — ещё лучше, ведь их можно так же в случае чего моментально использовать и вдобавок получать гарантированный доход.
Докризисные годы, когда цена на углеводороды держалась на высоком уровне, есть не что иное, как время упущенных возможностей, за которое очень обидно. В то время, безусловно, было выгоднее вложить деньги в развитие своей промышленности или запустить качественные инфраструктурные проекты. Почему этого не делалось? Это уже серьезный "камень" в "огород" не только ЦБ и Минфина, но и всех остальных ведомств и министерств.
Сейчас же, когда, с одной стороны, бюджет весь в дырах, с другой — корпоративный долг зашкаливает, а над всем этим нерезиденты спекулируют, ликвидные средства Центробанку могут понадобиться в любой момент, поэтому и не остается иного выхода, как держать их там, откуда их можно будет моментально достать и воспользоваться.
Но вдруг все же я ошибаюсь и американская экономика рухнет пророчествами ряда первых отечественных экономистов и следующих за ними, а закат эпохе доллара уже предрешен?
Тогда вместе с антикризисными "зелеными", гособлигациями США и прочими долларовыми активами превратятся в пшик и все российские обязательства в американской валюте. На данный момент, учитывая корпоративный долг, "зеленых" активов у страны куда меньше, чем аналогичных обязательств. Так что, даже провалившись под землю вместе со всеми долларами сразу, американская экономика в самом худшем случае просто оставит нас без больших долгов и обязательств.
Получается, что серьезных причин, объясняющих внезапный всплеск общественной ярости и негодования по этому поводу, просто нет. Ну, а в перспективе хочется надеяться, что, миновав кризисный период, экономический блок учтет "время упущенных возможностей" и свои прежние ошибки. Поверьте, но совсем не хочется представлять Россию "страной невыученных уроков".