Кому на Руси жить хорошо
В одной песне про войну есть такие слова: покой нам только снится. И действительно, и май, и июнь этого года богат на события, приводящим к размышлениям о жизни в нашей стране, о чувстве долга и справедливости, о законах и беззаконии, о том, что кому-то все можно, а кому-то нельзя, кому хорошо жить в стране, кому не очень.
Ну, на сей раз по порядку. В конце мая всю Москву начали "радовать" сообщения о приключениях пятерых очень богатеньких буратино, которые, издеваясь, уезжали на машине от полиции. Затем пошли захватывающие дни, полные событиями, когда выяснилось, что это не просто детки какие-то, а "золотая молодежь". Вот и пошла потеха и в обществе, и в прессе, а смогут ли этих юнцов как-то наказать, научить уму разуму, уж раз дома их родители не смогли или не желали этому научить.
Да, мы стали свидетелями захватывающего детектива, когда органы правопорядка пытались посметь открыть на них уголовное дела, и как честные и "справедливые" прокуроры мужественно отказывали в этом, наверное, они не находили ничего криминального в действии молодых людей. Ну, пошутили детки, ну, покатались по столице. Это дело молодое. С кем не бывает!
Заодно мы узнали, про астрономические штрафы, которые выписывались любителям этого экстримного развлечения с полицией: про 300 тысяч рублей, а кто-то заплатил даже миллион своих кровных трудовых доходов. И страна узнала, что есть в стране любящие и заботливые родители, которые, наверное, годами не ели и не пили, а экономили деньги только для того, чтобы оплачивать штрафы своим шалунам-сорванцам.
А дальше-то как повалило…. С каждым днем все новые и новые вести, то арестуют одного руководителя госкорпорации, то другого. А вот что меня действительно удивляет, так это то, что большинство наших граждан даже не спрашивают друг друга за что же этих руководителей арестовывают. Надо полагать, что все и так знают за что. Да и что говорить, мол и так ясно за что.
И не важно о ком идет речь. Будь то арест губернатора Хорошавина, или мэра Владивостока, или бывшего председателя правления компании "Русгидро" Евгения Дода, или генерального директора Российского авторского общества Сергея Федотова, или прочих. Как в свое время говорил Э. Хемингуэй – не надо спрашивать по ком звонит колокол. Вполне возможно, что этот самый колокол звонит и будет звонить еще по многим другим знаковым фигурам нашей страны.
И это не удивительно. Скажите же, сколько времени простым людям еще можно терпеть? Все, наверняка, помнят слова историка и писателя Карамзина, который на вопрос что происходит в России ответил: "Воруют!". Даже те далекие от нас первые десятилетия 19 века, в России воровство и казнокрадство были бичами общества. Не зря же тогдашний всероссийский император Николай I в сердцах как-то бросил такую фразу о том, где найти ему хотя бы 50 честных людей на должности губернаторов. С тех пор в этом вопросе мало заметен прогресс.
Только, не надо сразу же кричать о том, что Россия всегда была и есть страной воров. Это несправедливо. За различные финансовые махинации, казнокрадство, взятки судили, судят и наказывают во всех странах мира одинаково регулярно. Однако это далеко не всегда останавливает такую публику легкой наживы. И если на том же самом Западе наказание за это довольно существенное и в имущественном, налогом плане, и даже в уголовном, то у нас правосудие чрезмерно гуманное. Надо отдать должное, гуманность правосудия в России почему-то очень тонко-деликатно избирательное. Если человек украл более полумиллиарда – то гуманность проявляется в полной мере, максимально. Ну вспомним, хотя бы, многолетние условные сроки по делам пресловутого ОАО "Оборонсервиса", или дело бывшего министра атомной промышленности и прочих известных и малоизвестных героев и чемпионов казнокрадства. Наверное, каждый при желании может этот список продолжать очень долго.
Сейчас же внимание общественности приковано к громким арестам далеко не последних людей страны.
Взять хотя бы того же Е. Дода, который входит в список самых дорогих топ-менеджеров России по версии журнала Forbes: в 2014 году его вознаграждение оценивалось в $6 млн, в 2015-м — в $7 млн. Но как говориться кто имеет 5 миллионов, то существеннее беднее того, кто имеет 6 миллионов. Кратко о герое: Дод родился в 1973 году в Москве, а в 1995 году окончил Московский авиационный институт "МАИ". Уже в 19 лет, учась в институте, он начал работал старшим экономистом "Промрадтехбанка", а затем продолжая учиться перешел небезызвестную инвестиционную компанию "ЮКОС-Инвест" главным специалистом. В 1996 году удачно женился. На Екатерине Морозовой, родственнице Егора Гайдара, и совершенно случайно буквально на другой день после свадьбы стал заместителем гендиректора инвестиционной компании "ФАРКО Секьюритиз", а затем и генеральным директором.
ФОТО: Е. Дод
В 26-летие способного малого назначили заместителем начальника департамента экспорта РАО "ЕЭС России". В 27 лет он стал генеральным директором ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС". Эту должность он сохранял за собой в течение восьми лет, а в 2008-2009 годах возглавлял правление ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС". В ноябре 2009 года 36-летний Дод стал председателем правления ОАО "РусГидро".
Хотелось бы пояснить для любознательных, что государственные компании — это такие структуры, где основным акционером является государство. А раз так, то эти компании как правило являются самыми крупными и богатейшими, причем имеющие обширные возможности доступа к бюджету, к деньгам страны. К таким компаниям относятся всем известные "ЕЭС", "РЖД", "Автодор", "Газпром", а также и "РусГидро".
Эта самая "РусГидро" является владельцем большинства гидроэлектростанций страны, а самой РФ принадлежит 65 процентов акций. Казалось бы, эта "РусГидро" должна быть одной из самых денежных и богатых. А вот и не угадали. За время успешного и плодотворного руководства Дода данным холдингом долги "РусГидро" с 2009 по 2013 года увеличились с 22 до 179 миллиардов рублей — более чем в 8 раз. Да и уровень капитализации компании "РусГидро" упал с 14 миллиардов долларов до 5,6 миллиардов, то есть в 2,5 раза, да и её акции за этот период подешевели почти вдвое.
Но кто-то посчитал и решил, что доходность и прибыль не самое важное и главное в деятельности государственной компании, и наградили талантливого руководителя Орденом Почета и Орденом "За заслуги перед Отечеством IV степени", а заодно дали Почетное звание "Заслуженный энергетик" и звание "Заслуженный энергетик СНГ".
Но почему-то убытки компании и финансовые трудности на работе совсем не сказались на доходах самого Дода и его семьи. Так имея неплохой ежегодный доход несколько миллионов долларов он по итогам 2013 года подписал приказ о начислении себе премии на сумму более 350 миллионов рублей, завысив ее размер не менее чем на 73 миллионов
Оказывается, что по внутренним правилам компании он мог назначить себе такую премию при хороших финансовых показателях, но в 2013-м году случилась авария на Загорской ГЭС, которая принесла компании убытки в десятки миллиардов рублей. Дод же не стал учитывать их при начислении премии. Между прочим, акционеры, в том числе представители Росимущества, как следует из протокола, одобрили финансовую отчетность за 2013 год на собрании 27 июня 2014 года.
За время успешного руководства убыточной компанией, он смог скопить немножко деньжат и прикупить 40 соток элитной земли на "острове миллионеров" в Пестово Московской области, которые сейчас стоят не меньше 14 миллионов долларов США, да и сам домик по данным экспертов, стоит не менее 8-10 миллионов долларов. Даже нехитрый перерасчет показывает, что такой домик с землей стоит всего каких-то 880 миллионов рублей. А вся же общая стоимость московской и подмосковной недвижимости Дода оценивается специалистами в сумму порядка 1,5-2 млрд. рублей.
ФОТО: "Пестово"
Впечатляет? Если не очень, то для тех, кто не любит считать скажу, что полтора миллиарда рублей – это заработная плата 3 000 школьных учителей за год или же 400 квартир для ветеранов войны. И это то, что на виду, что официально известно. И как на этом то фоне присвоения миллиардов казенных денег воспринимаются слова нашего премьера на встрече со стариками в Крыму - денег нет, но вы держитесь.
Эти цифры денег, украденных из казны, особенно производят сильное впечатление на фоне цифр прожиточного уровня, пенсий, зарплат интеллигенции, работающей в стране, особенно бюджетников. На фоне их доходов, доходы управляющих государственных корпораций выглядят ошеломляющими. Но как показывает наша жизнь, такого высокого дохода все равно мало, хочется еще и еще, больше и больше, несмотря даже на то, что больше, казалось бы, некуда. Этакое своеобразное чувство, когда ощущение насыщения полностью отсутствует.
Вот и я иногда думаю, а может это какая-то новая болезнь, тогда как эту болезнь надо лечить. В каждой стране лечат от такого рода жадности по-разному. В Китае поступают радикально – расстреливают, в Европах и Америке – стараются по максимуму отнять наворованное и посадить. Как правильно говорил в свое время небезызвестный персонаж Остап Бендер: "С таким счастьем и на свободе!"
Наверняка, такой сообразительный и успешный в работе на благо Родины управленец, свою недвижимость записал на других, что не мешает ему вольготно и всласть ими пользоваться. А то что денег у этого "великого менеджера" много и без того, говорит тот факт, что в суде он легко заявил, что сможет легко покрыть все убытки компании. Вот в этом, пожалуй, он честен и правдив.
Что в это историях удивляет, что в стране, переживающей кризис, дефицит бюджета, всевозможные санкции, растущую безработицу, падение производства и прочие всяческие сложности, где населению буквально ежедневно объяснят причины невыплат зарплат, нехватки денег, призывая терпеть, имеется крайне незначительная группка управленцев, гребущие деньги буквально лопатой, которые не ведают, что такое истинная цена труда и самих денег. Деньги для них — это не заработок в поте лица, а умение припасть к сосцам страны, то бишь к её бюджету и грамотно этот кусок бюджетных денег распиливать и осваивать.
При этом можно позволить себе снисходительно и свысока отзываться о том народе, который их кормит и содержит, приписывая себе заслугу в том, что они умеют зарабатывать деньги. А свои "трудовые" сбережения предпочитают держать в других странах. Как сказал об этой части российской элите в одном из своих интервью небезызвестной Генри Киссинджер: "Если они держат деньги у нас в стране, то это еще неизвестно чья эта элита». И с ним трудно не согласиться".
Вот и хотелось бы, что сегодняшняя история про Дода, не оборвалась или "замылилась" в самом начале, а была доведена до конца не только по нему, но и по другим такого рода арестованным персонажам. Чтобы неповадно было воровать, называя это действие свое умением вести бизнес, выставлять на показ свое богатство на фоне довольно бедной страны. Ведь это совсем неприятно и считается неприличным и даже дурным тоном в Европе.
Или взять новое дело генерального директора Российского авторского общества Сергея Федотова, который был задержан полицией. Этому тоже видимо талантливому руководителю инкриминируется мошенничество, совершенное в особо крупном размере По данным полиции, Федотов незаконно отчуждал в собственность созданной им дочерней компании имущество, принадлежащее руководимой им РАО, более чем на 500 млн рублей.
И его характеризуют как блестящего профессионала, глубокого аналитика и специалиста в отраслевых вопросах защиты авторских прав. Я не думаю, что следует сомневаться в профессиональных качествах этого деятеля – он, наверняка, был хорошим специалистом. Не голословно же Никита Михалков о нем сказал - "…. Вот, например, некоторые цифры, которые я знаю. За последние 10 лет РАО увеличило объемы сборов в пользу авторов почти в 5 раз. Под руководством Федотова РАО удавалось практически ежегодно увеличивать объемы выплат авторам, а в кризисные годы сохранять эти выплаты на достойном уровне".
Но почему-то, когда читаешь такие даже справедливые характеристики на человека, невольно задаешь себе риторический вопрос: "Ну, что же ему еще не хватало?" Неужели и у этого деятеля напрочь отсутствует совесть и чувство насыщения деньгами?
Без сомнения, всем нам хотелось бы, что закон и справедливость в нашей стране торжествовали всегда и везде, и перестали зависеть от количества денежных знаков у их обладателя. А именно это мы видим и расследованиях "приключений различных мажоров", и в прочих делах, в которых реальные наказание за содеянное дается или в незначительно смехотворных, или в виде многолетнего условного срока. При этом зачастую оставляя нажитый сомнительный капитал их владельцу. Может быть для того, чтобы гуманно помочь жить дальше бедному экс-чиновнику, чтобы ему было прощу привыкнуть к жизни простого рядового миллионера или миллиардера где-нибудь вдали от такой негостеприимной Родины, которая бесчестно так с ним поступила?
А может быть, проще заставлять этих подпольных и не подпольных граждан Корейко реально выплачивать все незаконно заработанные деньги, с процентами, с не уплаченными налогами, со всеми штрафами, пенями, да и в добавок всем имуществом в качестве дохода государству. А не уповать только на сроки заключения.
Ведь в самых-самых демократических США за финансовые и налоговые преступления можно сесть на несколько сроков по 15-25 и более лет. Так почему же в нашей "демократически неразвитой" стране наказания за сходные преступления почему-то финансово такие мягкие для нарушителей! Ведь законов хватает. Те же правоохранители работают, или все-таки не работают?
Заканчивая свои размышления, мне хотелось бы привести слова одного известного персонаж по имени Глеб Жиглов: "Вор должен сидеть в тюрьме!". Не знаю почему, но очень хочется с ним согласиться.