Version: 1.0.2

Нет доказательств извращения

Михаил Барышев

В Волгограде продолжает раскручиваться секс-скандал вокруг связи ученика и учительницы. Судя по общественному резонансу, мне иногда кажется, что в стране это произошло впервые. И конечно же аудитория разделилась диаметрально противоположно. А ведь такие инциденты были и раньше, и заканчивались они, как и сейчас, по-разному. Если дело получало огласку и попадало в руки охраны правопорядка, то последние действовали всегда по духу закона, и совершеннолетний получал ощутимый срок. Ну, а если такая сексуальная связь оставалась сокрытой, на этом все и заканчивалось. К сегодняшнему дню мало что изменилось, да и в будущем, как-то нет убеждения, что подобные инциденты не будут повторяться.

Другими словами, мы наблюдаем ежегодный многолетний ремейк одного и того же «многосерийного» фильма. Значит, актуальность сохраняется, значит, проблема актуальная, значит, удобоваримого приемлемого решения у общества до сих пор нет.

В этой заметке я хотел бы разграничить секс подростков 15 лет со взрослыми, от секса с детьми более раннего возраста. Это очень значимо. Ведь когда разгорается такого рода скандал, СМИ охотно освещают его, при этом нередко журналисты как бы стараются перещеголять друг друга в яркости и броскости заголовков своих статей. Вот и сейчас.

Посмотрите на заголовки: «Мать совращенного учительницей школьника посещает психолога, чтобы наладить диалог с сыном», «В Волжском против учительницы-извращенки возбудили уголовное дело» и так далее. Хотя нет ни одного доказательства наличия какого-то ни было извращения.

Видно, что издания словно соревнуются в том, как бы пожестче, как бы похлеще назвать в общем-то довольно бытовую ситуацию. Забывают о том, такие скандалы бывали и раньше, есть они сейчас, и весьма вероятно будут повторяться в будущем. И всё всегда сводить к тому, что мол учительница совратила ребенка, а он сам вообще этого не хотел и возражал, и даже сопротивлялся - это, по крайне мере, несерьезно.

Возможно, это все поднимет рейтинг каких-то определённых СМИ? Да, скорее всего так. Это развлечет какую-то часть населения – это тоже правда. Но, давайте не будем так поверхностно судить об этом и о такого рода событиях, а попробуем посмотреть с другой стороны на эту самую проблему секса подростка со взрослым человеком.

Не секрет в 14-15 лет идет интенсивное половое созревание, происходят изменения не только во внешнем виде, но и в сложных системах организма ребенка: гормональной, сердечно-сосудистой, нервной и во всех других системах человека. Причем, некоторые подростки внешне даже могут выглядеть как молодые мужчины.

Одновременно в этом периоде жизни подростки очень ранимы эмоционально и психологически. Они и сильные, и слабые одновременно, они хотят, чтобы их пожалели и одновременно не желают этого, они хотят быть открытыми и понятными, но опасаются, что их доверчивостью воспользуются им во вред. Они непоследовательны и непредсказуемы, но желают быть понятыми. Они начинают ощущать себя взрослыми и готовы войти во взрослый мир, а те самые взрослые их считают еще маленькими детьми.

А часто ли родители могут похвастаться тем, что у них полное понимание и взаимный контакт с их чадом-подростком? Думается мне, что нечасто. И это очень и очень печально и грустно. Ну, а когда грянет пресловутый гром, то все такие родители начинают сразу же буквально рвать на себе волосы и посыпать голову пеплом. Ведь очень хороший повод – появление внешнего врага в виде учительницы. Она и извращенка. Она же и соблазнительница.

Я думаю, при желании на эту женщину можно навесить еще массу эпитетов такого рода. Однако, это совсем не проясняет и не объясняет такую ситуацию, единственное «благо» в данном подходе – родители при этом снимают с себя груз ответственности за результаты воспитания своего ребенка и перекладывают на других: школа недосмотрела, общественная организация проморгала, полиция недоглядела и т.д.

При желании поговорите с учителями, что они слышат от родителей на классных собраниях и встречах: «Я работаю с утра до ночи, и мне некогда воспитывать ребенка (детей), я вам в школу привела – вот вы и воспитывайте». Или: «Я весь день на работе, потом магазин, домашние дела – когда мне им заниматься?» И так до бесконечности. А ребенок - это живое создание, желающее, чтобы с ним общались дома, выслушивали его, считались с его мнением, в конце концов, уважали его как маленькую личность.

Даже при поверхностном анализе опубликованного материала сразу же бросается в глаза то, что у 15-летнего подростка давно отсутствовали должные психологические и эмоциональные контакты с его матерью, о нем даже пишут, как о «трудном подростке».

А мать, случайно узнав об этой интимной связи, сразу же начала посещать психолога, потому что стала опасаться, что её сын «может совершить необдуманный поступок». Обратите внимание на слова «совершить необдуманный поступок». А с кем ему надо было посоветоваться, у кого спросить, если он и мать утратили контакт?

Так и хочется спросить запутавшуюся в этой ситуации мать подростка: «А что мешало ей посещать психолога раньше? Сразу как поняла, что сын - трудный ребенок?». Наверняка, этой истории взаимного непонимания и отчуждения матери и сына не один год. А если сын не получает необходимого внимания и тепла дома от своих родителей, то опять же: у кого и где он может это получить? И что в такой ситуации многие месяцы делала мать? Что мешало ей обратиться к профессионалам за помощью? Или их в Волгограде не было, а когда с ними все это произошло, специалисты по психическом здоровью появились? Конечно же нет!

Возможно, она надеялась, что все как-то само рассосётся, что сын вырастет и поумнеет, все поймет сам и повзрослеет. По опыту психотерапии могу сказать, что сейчас эта несчастная мать вряд ли признается в чем-либо таком даже себе. Ибо сейчас она оскорблена во всех своих чувствах и как мать, и как женщина. Повторяю, у неё появился прекрасный повод свалить все свои неудачи на другую женщину. А поэтому она будет жаждать крови и расправы над той другой, как над своим врагом.

К сожалению, такой подход даст ей только кратковременное удовлетворение и скорее всего никогда не вернет ей ее сына. Если её сын питал к женщине глубокие чувства, то вряд ли он поймет и простит за содеянное свою мать, особенно если с учительницей поступят по всей строгости закона.

Тем не менее, такая её жажда мести учительнице, к моему огорчению, находит большой отклик у определенной части населения. Еще бы: в одном месте сразу же можно говорить о педагогике и учителях все негативное и мерзкое, что накоплено за многие годы у населения. Вылить на школу и всех учителей всё накопленное раздражение, злость, озлобление и даже ненависть. И за себя, и за свои педагогические просчеты, и просто как на найденного внутреннего врага.

Можно говорить об «извращениях» и нравах педагогов. Но, думается, мы ни слова не услышим о самих родителях. Ведь они же жертвы т.н. «извращенки». Они-то совсем не виноваты в том, что у них «трудный подросток», что они не имеют с ним контакта, не могут на него повлиять, что он давно у них «отбился от рук».

А ведь этот подросток имеет свои чувства, эмоции, мысли. Кто сказал, что он не любит эту женщину? А кто же из пишущей и комментирующей публики на это обращает внимание - он для них ни в чем не виноват, он тоже жертва.

Все мы читали или, по крайней мере, слышали про Ромео и Джульетту, про то, что любовь сделала с их семьями. А им было-то по 14 лет. Мы часто видим примеры из жизни, что-такой-то и такой-то известный деятель женился на женщине моложе него на 15-25-35 и более лет, и что? Да они совершеннолетние, это правда.

Потому мне представляется во многом несправедливым винить во всем эту учительницу. Хотя это самое легкое и простое для всех: и для родителей подростка, и для полиции, и для удовлетворения публики. Но проблемы взаимоотношения родителей со своими детьми-подростками это никак не исправит и не изменит, все останется по-прежнему.

А ведь когда взрослый человек становится никому не нужен – это страшно, это трагедия для личности. А каково чувствовать себя непонятым и ненужным самым близким ему людям -родителям - самому подростку? Ведь подросток чувствует, если он не нужен, не понятен и не интересен самым близким в своей семье, каким он вырастет человеком? А они - наше будущее, наш завтрашний день. И за это становится по-настоящему страшно. А может быть проще в самом начале непонимания с ребенком, при возникновении трудностей в воспитании обращаться к профессионалам, а не пытаться пробовать самому безуспешно долгое время.

Сейчас в стране есть много квалифицированных людей, занимающихся психическим и психологическим здоровьем нации. А как часто к ним обращаются? К сожалению, редко. О них принято вспоминать только тогда, когда грянет тот самый гром, который заставлял мужика испокон веков перекреститься.

Я не стремлюсь юридически оправдать эту учительницу, формально она нарушила закон. Но я не хотел бы, чтобы заодно все внутрисемейные просчеты свалили на школьное образование и самих педагогов.

Я не хотел бы, чтобы меня поняли, будто я защищаю и оправдываю полностью такие отношения. Ведь закон прямолинеен, закон не учитывает чувств людей. Допускаю, что закону это не требуется. Это требуется нам, чтобы мы оставались людьми, что бы мы сами принимали на себя ответственность за наши деяния и поступки, за нашу жизнь.