Version: 1.0.2

Билет на аттракцион под названием "Борн"

Николай Никулин

Кино как один из способов приятного времяпрепровождения летом пользуется спросом гораздо меньшим, чем в другие времена года. Если ты, конечно, не отъявленный киноман, высокомерно брезгующий попкорном и демонстративно не пропускающий ни одной премьеры, то ты, скорее всего, пойдешь прогуляться с девушкой в парк или отправишься за город на шашлыки.

То ли дело осень — "унылая пора" для праздного променада, но весьма подходящая для громких премьер. "Джейсон Борн" в этом смысле вышел вовремя, в тот момент, как одна часть синефильской общественности увлеченно следит за кинофестивалем в Венеции, другая ее часть — голосующая не глубокомысленным комментарием в "Фейсбуке", а реальным рублем, — постарается не пропустить нового "Борна".

Во-первых, франшиза зарекомендовала себя с лучшей стороны. "Борниана" заняла свою нишу среди шпионских боевиков и завоевала любовь отъявленных автолюбителей (за великолепные сцены погонь российский каскадер Мартин Иванов получил две статуэтки TAURUS - эдаких каскадерских "Оскара" - за картины "Превосходство Борна" и "Ультиматум Борна"). Во-вторых, как ни относись к Мэтту Дэймону, сыгравшему в трех частях из четырех (в "Эволюции Борна" заглавную роль сыграл Джереми Реннер и, по мнению прозорливых зрителей, ничуть не хуже), но он уже стал живой ассоциацией фильма. Причем более живой, да простит меня Маяковский, чем Ленин — ассоциацией партии. И, в-третьих, это спецэффекты, благодаря которым фильм превращается в аттракцион.

Я не из тех людей, которые при слове "спецэффекты" морщатся. Да, я понимаю, что многие киноленты прекрасно обходятся без них и, вероятно, только пострадали бы в случае их использования. Скажем, иногда достаточно живописно показать темноту, чтобы напугать человека, — и ни к чему прибегать к помощи ужасных монстров. Но будем откровенны: делается это либо от большого желания соригинальничать и заострить внимание на драматургии, либо от нехватки средств и возможностей. Все фильмы из серии о Борне подобны американским горкам, на которые ты покупаешь билет не ради того, чтобы открыть для себя "дивный, новый мир", а чтобы максимально получить удовольствие.



С этого, к слову, кино и начиналось: братья Люмьер напугали наивных еще зрителей прибывающим поездом, а режиссер Жорж Мельес, имевший страсть к фокусам и моментально приспособивший кино под свои запросы, вошел в историю как создатель первых спецэффектов. Сегодня его "Путешествие на луну" знают специалисты и отчаянные любители старого кино, а в свое время эта картина была именно продуктом для массового зрителя. Уже потом режиссеры поняли, что язык кино можно использовать для передачи своих мыслей, и начали производить фильмы с блистательными литературными диалогами и не менее изощренными сюжетами. Но функции аттракциона никто не отменял, и "Джейсон Борн", в сущности, отлично с этим справляется.

Поэтому и не стоит акцентировать внимание на сюжете: его пересказывать бессмысленно, а делать это ради кинокритической "моды" на щедрое израсходование слов для пересказа содержания (правильно говорят: краткость — сестра таланта, но теща гонорара) совесть не позволяет. Здесь все — и фабула, и спецэффекты, и приглашение обладательницы "Оскара" и просто красивой девушки (что важнее) Алисии Викандер, и участие гениального Томми ли Джонса, имеющего своих фанатов, — работает на то, чтобы посадить зрителя в зале и потрясти его. И если прежние фильмы выполняли эту задачу, то новая картина режиссера Поля Гринграсса, старающегося превратить происходящие события на экране в совершенно реальные, должна покорить зрителей еше больше. Ведь технологии не стоят на месте.

Во всяком случае, меня покорила. Иначе я не стал бы так откровенно подставляться в дни Венецианского кинофестиваля, когда критики только и толкуют, что о вечном и прекрасном.