Version: 0.1.0

Камбербэтч сказал дедукции "прощай"

Николай Никулин

Откровенно говоря, мы заждались хороших фильмов, которые могли бы с наслаждением смотреть в 3D. Давайте признаемся: большинство кинолент легко просматриваются как в 2D, так и даже на экранах планшетов. Просто когда ты приходишь в кинотеатр, тебе предлагают дополнительную опцию – этакую фишку, которая может скрасить просмотр. Надень очки и сделай изображение объемным! Но не более того. Про супергеройскую новинку от Marvel такого не скажешь – "Доктора Стрэнджа" просто преступно смотреть без трехмерного погружения, в противном случае волшебство, изобилующее на экране, перестанет быть реалистичным. А создатели именно к этому и стремились.

О волшебстве в контексте комиксов от Marvel, как ни странно, приходится говорить впервые. Любой герой – начиная от Железного человека и заканчивая Человеком-пауком – обретал сверхспособности не на пустом месте. Происхождение любой силы имеет научное доказательство. И уж никакой мистикой здесь и не пахнет. Однако доктора Стрэнджа (его играет Бенедикт Камбербэтч) эта фанатичная любовь сценаристов к научному объяснению не коснулась. По сюжету, попавшего в аварию Стрэнджа не могут вылечить врачи. Да, его поставили на ноги и зашили раны, но руки остались частично парализованы. А когда наука не в силах помочь, разумеется, приходит спасительная мистика. Отправившись на Восток, Стрэндж знакомится с тайными учениями – кажется, смесью всех возможных и невозможных индийских философий – и обучается магии.

Как правило, кино про супергероя, который появляется впервые на экране, не отличается сюжетной изобретательностью. Миру, очевидно, угрожает опасность, зло демонстративно мерится силами с добром, и срочно нужен смельчак, способный присоединиться к борьбе и поставить в ней роковую точку. Конечно, основная часть фильма посвящена становлению героя. Но, пожалуй, никогда такого не было, чтобы его становление было настолько антинаучно. И дело здесь не в том, что доказательств существования магии еще не придумали (быть может, просто еще не пришло время), а в том, что рациональность тут изображается максимально беспомощно. Даже наивно. Именно поэтому на роль главного героя выбран тщеславный, уверенный в своих силах нейрохирург.

Управлять реальностью можно лишь растворившись в ней! – пророческим тоном дает главный урок Стрэнджу его учитель – бритоголовый старейшина, которую играет обаятельная Тильда Суинтон. Дескать, всему виной человеческое эго, и бесстрашно одолев его, можно обрести подлинную мудрость. Можно хмуриться, можно улыбаться, можно увлеченно внимать этому учению – спектр эмоций при просмотре весьма широк. Художественный вымысел на то и художественный вымысел, что герой может уверовать во что угодно во имя сюжетной выразительности. И, уверен, по выходе "Доктора Стрэнджа" появятся свои поклонники восточной магии, как в свое время появились фанаты "Гарри Поттера". Одно смущает: фигура Бенедикта Камбербэтча, прочно ассоциирующаяся в народном сознании с образом Шерлока Холмса. Не то чтобы актер не имеет права менять сценические образы (не играть же ему, в конце концов, английского детектива до конца своих дней!), но выбирать новый образ нужно крайне внимательно.

Шерлок – это диктатура ума. Это убежденность в том, что любое явление в мире можно дедуктивно объяснить, находить в событиях причинно-следственную связь.

Стрэндж – это диктатура духа. Это вера в то, что рассудок бессилен объяснить необъяснимое. В мире нет никаких прочных связей, так как они моментально обрываются, если изменить пространство, время и вообще сознание.

Оба персонажа чрезвычайно симпатичны. Им хочется подражать. Шерлоку – в его виртуозной игре ума. Стрэнджу – в его искусстве управлять своим телом и сознанием. Первого так и представляешь дома рядом с камином, увлеченно погруженного в свои раздумья. Второго - медитирующего в пустой комнате, подобно индийскому йогу. Приглянется ли новый образ Камбербэтча фанатам Шерлока? Что это: попытка расширить аудиторию поклонников – мол, пусть любят и те, и другие? Или же это просто недальновидное решение отдельно взятого актера?

В любом случае будет интересно. Еще никогда не было столь наглядной полемики между восточной мудростью и европейской рациональностью на кинематографическом уровне. Академические кабинеты не пригодны для идейных баталий. То ли дело фанаты…