Version: 0.1.0

Шум и ярость "Твин Пикса"

Николай Никулин

Социальные сети сошли с ума. Да что там говорить? Весь интернет стоит на ушах. Куда ни зайди, везде пишут о Дэвиде Линче и новом сезоне "Твин Пикс". Причем многочисленные фанатские разговоры просто не могли не спровоцировать гневные отклики: "Да сколько уже можно?" Действие рождает противодействие, и, конечно же, стало модным кичливо выставлять себя противником сериала, дескать, столь уж культовый режиссер Дэвид Линч, чтобы так массово говорить о выходе новых серий "сами знаете чего".

Да, он культовый. Поэтому в интернете и можно употреблять выражение "посмотрел сами знаете чего", применительно к сами знаете чему.

Культ создается благодаря мифологии, а Линч ее невольно создал. Или вполне сознательно. В случае с именитым режиссером невозможно однозначно ответить, где он действует целенаправленно, а где медитативно. Не случайно он разом разрушил все домыслы фанатов по поводу символов в его фильмах "Голова-ластик", "Синий бархат" или "Малхолланд Драйв", объявив загадочность оных простым мистическим наваждением.

"Твин Пикс" такое же наваждение. Если позволите, кинонаваждение. Значительная часть публики, дожидавшейся нового сезона, не принадлежит к тем, кто смотрел сериал еще в 90-е годы, ждал новой серии, покупал видеокассеты и читал книги, выходившие по его следам. Конечно, без старожилов не было бы такого шума. Но большинство просто откликнулось на шум. И, возможно, было разочаровано.

Почему? Да потому, что они не знали, на что идут. И не знали, как впоследствии реагировать на увиденное, кроме стандартного: "Что это было?"

Дэвид Линч не вписывается в каноны жанра. Он создает свой собственный жанр. И плевать он хотел на крепкий сюжет и драматургическую ясность. Он вернулся не для того, чтобы снять "Во все тяжкие", "Фарго" или "Теорию большого взрыва".

Даже своих поклонников ему удалось обмануть. В третьем сезоне "Твин Пикс" он нарушил свою главную заповедь: не выходить за пределы Твин Пикс. Теперь действие разворачивается и в Южной Дакоте, и Лас-Вегасе, и Нью-Йорке. А какие города будут дальше — мы не знаем, можем лишь беспочвенно гадать. Знаем только то, что Твин Пикс — это уже больше, чем просто придуманный городок, Твин Пикс — это вся Америка. А может, и мир в целом.

А ведь как все логично начиналось? Спецагент Дейл Купер в исполнении Кайла МакЛоклена приехал в город для расследования убийства Лоры Палмер. Но уже во втором сезоне это стало неважно, как неважно, с чего начинался ваш сон, если фантазия занесла вас невероятно далеко. Как говорил многомудрый Фрейд: "Иногда сон это просто сон".

Ведь и достославный "Малхолланд Драйв" начинался как сериал или, вернее, пилот сериала. Потом не получилось. Слишком много мистики. В результате Линч сделал из пилота целый фильм, который оброс легендами и интерпретациями. И получилось связать несвязуемое благодаря художественной интуиции (во всяком случае в рамках отдельно взятого фильма, а не предполагаемых десятков серий).

Возможно, и с "Твин Пиксом" ему захотелось поиграть в ту же игру спустя 25 лет. "Возможно" — потому что мы никогда не узнаем истины. Потому что Дэвид Линч никогда не признается.

Мы знаем лишь, что, подобно главному герою сериала, он любит кофе и склонен к медитации.

Но по-прежнему Дэвид Линч не тот, чем кажется.