Version: 0.1.0

Важнейшее из искусств: от чёрно-белых фильмов до цветных революций

Ричард Семашков
Ричард Семашков - о рефлексии в украинском кино советского периода.

Посмотрел "Комиссаров" Николая Мащенко 1969 года.

Скучный и довольно пафосный фильм. При этом считается одним из сильнейших украинских киноработ.

По сюжету партия посылает своих бойцов учиться хозяйствовать, строить молодое государство рабочих. Время действия 1921 год. Ну и, соответственно, как в тот год было принято, в разных республиках различные банды готовятся напасть на город.

Такие сюжеты встречались в фильмах чуть ли не всех советских республик. Один из самых ярких примеров – это литовский фильм 1965 года "Никто не хотел умирать".

Но почему-то, когда смотришь украинский фильм на эту тему, но совершенно не понимаешь, куда деться от этой душнятины, от приторной рефлексии, от этой украинской поэтической волны.

Поразительно, что всему украинскому советскому кино очень свойственно вот это вот мармеладное самолюбование: посмотрите, какие мы красивые, какие мы недооценённые, какие прекрасные.

А затем: пожалейте нас, пожалуйста, у нас, конечно, и с саможалостью всё прекрасно, но надо, чтобы все видели, как нам плохо.

А нам очень плохо, очень тяжело.

Такого нет ни у киргизов, ни у узбеков, даже у латышей нет.

Прям берите классические украинские фильмы и проверяйте: "Звенигора" 27-го, "Родник для жаждущих" 65-го, "Операция "Трест" 67-го, "Белая птица с чёрной отметиной" и "Иду к тебе…" 71-го.

Грузинскому кинематографу это было близко, но у грузин хотя бы самокритика была и с самоиронией было всё в порядке. А у тех нет ни того, ни другого.

В общем, достаточно посмотреть несколько чёрно-белых украинских фильмов, чтобы понять, почему затем пришло столько цветных революций.