Version: 0.1.0

Я забиваю сваю

Ричард Семашков
О вкусах не спорят, из-за вкусов бранятся.

Последнее время все только и говорили об одном мосте, который идет через Керченский пролив и является самым протяженным мостом в России и Европе. Его длина — 19 километров. Автомобильное движение по магистрали запустили на полгода раньше первоначально установленного срока, и Владимир Путин за рулем КамАЗа опробовал российское восьмое чудо света.

От высоких вашингтонских кабинетов до Украины с ее глубочайшим комплексом неполноценности и букетом обид — везде идет обсуждение реализованного суперпроекта.

Депутат Верховной рады Игорь Мосийчук в эфире телеканала "112 Украина" пригрозил уничтожить Крымский мост после того, как Украина вернет Крым под свой контроль; кто-то говорил, что этот мост отберет Украина (совсем, кстати, непонятно, зачем им мост, если он ведет в Россию); кто-то говорил об уязвимости моста; кто-то отвечал, что "как только взлетит какая-то ракета или самолет с желанием нанести удар по Крымскому мосту <…> мы церемониться не будем, потому что это посягательство на нашу территориальную целостность и угроза для жизни граждан России"; кто-то и вовсе предлагал вешать врагов на этом мосту, а кто-то в одном модном видеоблоге предложил подарить мост Украине, — но поговорить я хотел даже не об этом.

Дело в том, что проектировщик из Санкт-Петербурга Константин Хоменко, участвующий в строительстве Крымского моста, взял грех на душу и написал песню, посвященную его возведению. В песне говорится об одном из важнейших этапов строительства — сооружении свайных фундаментов опор моста. Затем был снят видеоклип от первого лица, чтобы "зрители смогли на время песни оказаться на стройке, поставив себя на место строителя моста". Ну и как апофеоз всего, состоялся концерт, где Денис Майданов, Александр Ф. Скляр, Ольга Кормухина и Дмитрий Харатьян исполнили эту песню.

Либеральные издания и популярные блогеры, конечно, не могли обойти стороной этот гимн строителей. Песню в качестве шутки вносили в рейтинг "10 лучших песен недели", и все в таком духе. В Facebook каждый второй считал своим святым долгом поднять вопрос о культурной ценности этой песни, а если кто-то начинал разговор о патриотизме, то в него буквально тыкали этой песней, как палкой с острым концом.

Прогрессивные люди очень хорошо разбираются в том, что есть зашквар, и если они его где-то нащупывают, то тут же бегут об этом сообщить, как блатные малолетки о нанесенной обиде. Некоторым людям становится очень стыдно за своих соотечественников, за их песни, фильмы, одежду.

Надоело объяснять этим людям, что в некоторых принципиальных случаях нет понятий "лучший" или "худший", есть понятие "другой". Есть еще "нравится" и "не нравится", и это не то же самое, что "лучший" и "худший". Есть то, что соответствует чьему-то вкусу, и то, что не соответствует. Не нужно подменять одно другим и оскорблять друг друга.

Сколько хамства и оскорблений я видел по поводу песни "Забиваю сваю", у которой нет даже миллиона просмотров, но я не видел, чтобы эта публика возмущалась по поводу композиции PHARAOH & Boulevard Depo "Пять минут назад", у которой на данный момент 50 миллионов просмотров. Все видные порталы, все культурные площадки, все модные издания написали о героях этого трека, и в материале о них не сквозило возмущение, а скорее наоборот — восхищение. Потому что это стильно.

Вот отрывок из нее:

"Пять минут назад я трахал суку в "Мерсе".
Я видел твою суку — это просто мерзость".

Мне не нравятся обе эти песни, но я не хожу и не тыкаю в каждого ими. Я знаю, что одна песня является гимном "позолоченной" молодежи, а другая — гимном строителей. Ничего общего ни с теми, ни с другими у меня нет, и никакого диссонанса в связи со сложившейся ситуацией я не испытываю.

Недавно я гостил у своего тестя, который работает бригадиром-монтажником. Он принимал непосредственное участие в строительстве Крымского моста. Мой тесть живет в провинциальном городе Кировской области, и его музыкальные вкусы сводятся к тому, что он знает наизусть все песни Высоцкого, а во время работы слушает что-то типа "Радио "Дача". Он сказал, что песня "Забиваю сваю" пользуется популярностью в его бригаде, потому что она про их работу, мужикам лестно. На чью строну я должен встать? На сторону "блюстителей вкуса", которые хают все, что видят в своих социальных сетях, или на сторону простых работяг, пусть и не с самыми высокими музыкальными предпочтениями?

Другое дело, что осуждающим глубоко плевать на строителей и на их музыкальные вкусы, так же, как им было плевать на омерзительную попсу, которая появилась в 90-х и отравляла мозги населению на протяжении нескольких лет, как им было плевать на шансон, который звучал из каждого утюга России. Им важно подчеркнуть одну вещь: все, что связано с Крымом, Крымским мостом и гимном строителей этого самого моста, ужасно и в принципе не имеет права на существование. А это уже совсем другой разговор, не имеющий отношения к тому, кто там и как забивает сваю.

Эстетствовать и воспитывать вкусы массам надо было раньше, а сейчас любая ваша социальная педагогика воспринимается в лучшем случае как ханжество, причем выборочное, а в худшем — как прямая пропаганда. С обратным знаком.

Я забиваю сваю