Рай Андрея Макаревича
Очевидно, что все давно в курсе, кто на каких баррикадах стоит, кто кого спонсирует, кто кого забанил в "Фейсбуке" и кто на кого подписан.
Либералы громко ругают власть и ослепший народ, поднимают бокалы с дорогими напитками в сторону Запада и пьют за родину. Не чокаясь.
Патриоты говорят про положительные изменения в стране и подтрунивают над оппозицией, иногда слишком безвкусно.
Драк стенка на стенку не предвидится, да и колышки вдоль "своего двора" уже не вбивают. Даже ругать и троллить друг друга становится неинтересно, да и лень. Все одно и то же. Также стало ясно, что телевизор, ну или, по крайней мере, новости смотрят все (живем-то в одной стране), только одни без эмоций, а другие с воплями.
Впрочем, иногда вопли приобретают вид художественного высказывания, и мое внимание они до сих пор привлекают. К примеру, из свежего.
Андрей Макаревич не смог пропустить слова, сказанные Владимиром Путиным на заседании Международного дискуссионного клуба "Валдай" и написал песнь. Напомню, что президент заявил, что Россия не может стать инициатором ядерной атаки, поскольку ее военная доктрина не предусматривает превентивного удара. Он отметил, что не боится уничтожения россиян в результате такого удара, поскольку они, по его словам, "попадут в рай", тогда как противник "просто сдохнет".
Простая, казалось бы, аллегория, которая несет в себе простой смысл: мы не собираемся нападать первыми, но если что, за нами не заржавеет — в прогрессивной среде вызвала сильные эмоции. Сначала известный стихослагатель Сергей Шнуров написал:
Здесь и так сплошные муки,
Хоть сегодня умирай.
Пусть подохнут эти суки,
Ну, а мы, конечно, в рай.
А затем свою новую песню на всем известный старый мотив выложил Андрей Макаревич:
Я сам на этот рай давно имею виды,
любой небось мечтал, чтоб на халяву в рай.
Но есть один нюанс – туда летят шахиды,
а тут мы всей страной:
"Подвинься, открывай"
Есть довольно забавная логика в том, что Макаревич выпустил свой выпад именно после Шнура, поскольку вторичность прослеживается не только в порядке, но и в стиле, и в употреблении нецензурной лексики. Но если Шнуру подобные матерные частушки к лицу, то Андрею Макаревичу в употреблении мата не хватает органики. Режет уши так же, как "давай на***имся" БГ.
Не нужно включать Shazam, чтобы понять, что музыку Макаревич одолжил у Высоцкого. Куплеты про рай — это копия "Она была в Париже" Владимира Семеновича, и никакой иронии в этом не прослеживается. Ирония была в словах президента, а видите, что получилось. Простые "смертные" хохотнули у телевизора, а творческая интеллигенция начала писать оды и сатиры. Но как? Ладно, когда в роке "Машина" заимствовала у кого ни попадя, в русском роке это норма, так все делали, но сейчас, когда настало время делать протестную бардовскую музыку, когда есть желание выпустить что-то гражданственное под гитару, можно было и постараться, чтобы не вылезла злая статья о плагиате. Привычка, что ли?
К слову, оба произведения можно было бы не сочинять, поскольку певица Земфира заведомо сделала круче обоих музыкантов в своей старой песне «Хочешь?»:
Пожалуйста, не умирай
Или мне придется тоже.
Ты, конечно, сразу в рай,
А я не думаю, что тоже.
Однако давайте разберемся в мотивациях Макаревича.
Пять десятков лет Андрей Вадимович занимался рок-музыкой, но в какой-то момент понял, что до рок-н-рольщика уровня Джона Леннона, Кита Ричардса, да хоть бы Фила Коллинза дотянуться у него не получается. Возможно, если бы он родился в Британии, в другом дворе, с другой гитарой, скорее всего, все бы пошло куда веселее, но в нашей вязкой, чуть ли не проволокой обведенной России, трудно стать мировой рок-звездой, сколько ни выезжай записываться на Эбби-роуд.
Надоели возрастные пузаны в каждой замкадной дыре, вопящие на концертах "па-ва-рот", надоели старые, затертые хиты, надоела группа, да и народ в целом уже порядком на-до-ел. Захотелось стать певцом интеллигенции, тем более что диссидентские настроения в стране опять заколосились. Грезилось не "Дорожным радио", а "Эхом Москвы". В конце концов не становиться же "героем вчерашних дней", о котором в далекие 80-е пел сам Макаревич.
В связи с этим легенда отечественного рока решила стать похожим на Галича. Но темперамента и поэтического таланта Александра Аркадьевича Господь, как выяснилось, тоже не дал, и старый уже рок-стар сделался заурядным частушечником, каких сейчас масса на "Ютубе", с детсадовскими стишками и ворованными у Высоцкого мотивами.
И если раньше Андрей Макаревич оставлял любимую рок-музыку, чтобы исполнять песни Марка Фрейдкина, или Геннадия Ни-Ли, или (сколько уже можно?) Булата Окуджавы; я уже не говорю про его местами очаровательные эксперименты с "Оркестром креольского танго", то теперь тупо спустился до песен-шутеек а-ля Семен Слепаков.
Не ваш уровень, Андрей Вадимович.
Или уже ваш?