Version: 0.1.0

Лучшая комедия XXI века

Ричард Семашков

На Западе раздают награды. Делают это, как всегда, объективно и беспристрастно. В Севилье объявили лауреатов премии Европейской киноакадемии. Приз за лучший комедийный фильм получила "Смерть Сталина" Армандо Ианнуччи.

"Сталин жил, Сталин жив, Сталин будет жить", — шёпотом пронеслось в жюри главной кинематографической премии Евросоюза (её неофициально противопоставляют "Оскару"), и статуэтка ушла гению иронии и сарказма Ианнуччи.

Как вы можете помнить, российский Минкульт отозвал у фильма прокатное удостоверение. По мнению экспертной комиссии Министерства культуры, фильм стал частью "идеологической борьбы" и оскверняет историю страны. Накануне 75-й годовщины победы в Сталинградской битве пошлые анекдоты не рассказывают.

Тут же нашлись люди, которые чуть ли не всю жизнь мечтали посмотреть это творение, и начался вой про цензуру. Причём, как это у нас принято, за пошлый и безвкусный с точки зрения искусства фильм вступились люди, которые в кинематографе разбираться должны. А тут вроде не ретроспективу Бергмана или Тарковского запретили, а вульгарную шутейку, где Никиту Хрущёва играет Стив Бушеми, а Лаврентия Берию — Саймон Рассел Бил. Было б за что воевать!

Но тут же дело принципа. Кровавый режим ограничивает нашу свободу и не даёт права сходить "обычным людям" на весёлое развлекательное кино. Путин против комедий, Путин хочет закрыть нас от мирового кино, Путин не даёт нам посмотреть про нашего любимого исторического персонажа. Но вот в чём штука: в отечественных искусствах этот сюжет со смертью Сталина обсосали вдоль и поперёк. Романы, стихи, полные метры, сериалы. Может, откровенных комедий не было, но либеральный дискурс заявлялся открыто и шумно. Так что шум конкретно вокруг этого фильма объясняется только неизжитыми комплексами перед Западом. То есть смерть Сталина наконец случилась где надо, подтвердили и печать поставили.

Но никто из этих прогрессивных борцов за свободное кино не вспомнит, как, допустим, их замечательное либеральное государство отказало в государственной поддержке Карену Шахназарову с его фильмом "Сны". Фильм с сатирой на ельцинский период прикрывали и не пускали. Такая сатира либералам не нужна. Такая сатира противопоказана свободным гражданам России.

Ну а для Запада дело принципа выдвинуть картину "Смерть Сталина" на первый план. В июле 2018 года журнал Rolling Stone включил фильм Ианнучи в список 50 лучших комедий XXI века. Теперь вот и Европейская киноакадемия раскопала шедевр. А Светлана Алексеевич лучшая писательница XXI века, мы знаем, ага.

Европейских ценителей "смешных фильмов" понять можно. Им сейчас смешно, потому что было очень страшно. Своеобразная защитная реакция. Тут скорее к психологу надо, а не в жюри именитых киноакадемий.

Да вот и посмеёмся простуженно,
А об чём смеяться — неважно,
Если по утрам очень скучно,
А по вечерам очень страшно!

Как говорил Никита Михалков (у которого к Иосифу Виссарионовичу совсем не комплиментарное отношение) голодному до "Смерти Сталина" Юрию Дудю: "Почему не снять небольшую комедию про принцессу Диану? Милую комедию про её гибель. Или про Кеннеди… Попробуй посмейся над Французской революцией…"

Ну нет, это не смешно (зачёркнуто: это не страшно).

В плане юмора и сарказма мы отстали от Запада. Забавно, но в этот контекст отлично бы вписалось знаменитое высказывание Людмилы Улицкой про "догоняние": "Что касается этого цивилизационного неравенства, мы не можем стать европейцами, нам нужно ещё, может быть, 150 лет! Может, больше! Эта разница догоняния на самом деле существует. Мы это чувствуем, общаясь с людьми в разных странах. Для этого существует культура, образование. Нужно поднимать наш уровень: образовательный и культурный! К сожалению, падает очень уровень образования и культуры".


Фото: kinopoisk

Ведь мы могли бы снять комедию не хуже Армандо Ианнуччи. Скажем, "Жизнь Черчилля". Благо фактуры более чем достаточно.

Сюжет картины начинался бы с детства великого англосаксонского политика. Тут есть где посмеяться. Уинстон был больным, недоразвитым и сильно закомплексованным ребёнком, учился на тройки, образования толком не получил. На политический олимп взобрался благодаря родственным связям, ну и, конечно же, своей редкой беспринципности.

Дальше — веселее. Не забываем, что у нас сатирическая комедия. Черчилль подрос и крепко встал на ноги, взял, так сказать, сигару в пальцы, и мы наконец-то понимаем, что перед нами психопат и убийца. Ха-ха-ха!

Думаю, что в нашу комедию надо будет добавить экшена, потому что необходимо снять, как Черчилль сначала отправляется на Кубу, чтобы подавить восстание Хосе Марти, а затем на карательные операции в Судане. Ха-ха-ха!

Потом можно сделать кадр, где Черчилль сидит в кресле с виски и сигарой и с улыбкой на лице под какую-нибудь весёлую музыку вспоминает, как хорошо проводил время в молодости: геноцид буров, репрессии против ирландцев, репрессии против сомалийцев, репрессии против родезийцев, уничтожение индейцев.

"А голодомор в Бенгалии, сэр?" — подсказывает, хохоча, Уинстону секретарь. "Эти несколько миллионов индейцев тогда были подданными британской короны, — поддерживает шутку Черчилль, доливая себе виски. "Такие же англичане, как и мы", — добавляет он, уже срываясь на истерику.

Думаю, что для финала нашей комедии придётся всей съёмочной команде отправиться в Дрезден. Найти там какое-нибудь разрушенное здание и снять уморительную концовку.

Сколько бы премий взяли, сколько наград, сколько бы слёз радости пролили.

Политики мира иллюзий
Франция без порядка
Сходка раскольников
Унижение подвигом