Version: 0.1.0

Как Козырев развалил СССР

Ричард Семашков

Есть несколько околомузыкальных мужей, чьи монологи вызывают у меня юношеский восторг.

К примеру, Артемий Троицкий — рок-журналист, критик, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, всех знал, со всеми общался и дружил и чуть ли не придумал русскую рок-музыку. Считается, типа, одним из ведущих специалистов по современной музыке в России. И если книга "Рок в Союзе" действительно была своевременной и хорошо написанной, то его политические, да уже и эстетические высказывания последних нескольких лет оставляют публику в некотором недоумении. Создаётся впечатление, что человек не то что в музыке, он в пространстве перестал ориентироваться.

Есть ещё Михаил Козырев, тоже абсолютно очаровательный персонаж. Бывший генеральный продюсер радиостанций. В настоящее время продюсер ночного эфира на телеканале "Дождь". С рок-музыкой на короткой руке, многое для неё сделал, многое она сделала для него. Некоторые считают, что российский рок-н-ролл умер отчасти из-за таких, как он. Но это наукой не доказано.

Прочитал его интервью — нажал на ссылку, потому что заголовок был такой, что не нажать трудно: "Я знаю с десяток песен, которые прикончили СССР", а подзаголовок: "Как русский рок развалил СССР". Я люблю органику и всегда радуюсь, когда вижу её. Посудите сами: известный, либеральный портал, Миша Козырев и рок, который развалил СССР (дважды), — здесь прекрасно всё.

"Бывают времена, когда музыкальный жанр становится саундтреком исторических реалий. С русской рок-музыкой это происходило несколько раз. Сначала в восьмидесятые годы. Тремя эпицентрами были Ленинград, Москва и Екатеринбург. Назову Бориса Гребенщикова, Юру Шевчука, Кинчева, "Кино", "Телевизор", "Наутилус Помпилиус", "Чайф", "Центр", "Звуки Му", "Альянс". Они раскачали страну и привели её к глобальным социальным переменам. В результате одно государство рухнуло, а другое на этих руинах начало строиться. И я счастлив, что большой период моей жизни связан с этим саундтреком.

Во второй раз музыка вступила в резонанс с общественными событиями на рубеже 1990–2000-х годов. Это была уже новая волна музыки, и они к чёртовой матери послали бы любого, кто назвал бы их "русским роком". Я имею в виду "Сплин", "Ночных снайперов", "Мумий Тролль", "Би-2", Земфиру и большое количество групп, которые возникли во время моей работы на "Нашем радио". Я уверен, что эта музыка никуда не уйдёт".

Позавидовать можно, как всё складно и просто в голове у человека устроено.

У Олега Нестерова (солист группы "Мегаполис") была такая смешная книга "Юбка" про то, как Лени Рифеншталь и её друзья в 1930-е годы придумали необычную рок-музыку, которая воздействует на умы, сердца и души, да так, что сам Гитлер испугался использовать её в качестве оружия, закрыв проект. Гипертрофированно искусственную книгу я прочитал легко и даже с интересом, а спустя несколько лет оказалось, что некоторые музыкальные критики способны на голубом глазу заявлять нечто подобное.

Музыкальный список Михаила Козырева, конечно, невероятно субъективен, программный директор "Как бы радио" (помните "День радио", где он очень органично вписался) просто выбрал тех, кто ему симпатичен, и сказал: спасибо, ребята, за разваленный Советский Союз. И тебе спасибо за то, что открыл нам глаза.

Примерно так же, видимо, он выбирал музыкантов на эфиры "Нашего радио". "Летов? Не, Летов мне не нравится — не будет его в русском роке".

Было бы любопытно опросить всех вышеперечисленных Козыревым музыкантов на предмет того, как они развалили великую империю. В курсе ли они, что натворили? БГ нет-нет да и скажет порой, что внёс свою лепту в создание новой, свободной и демократичной страны, но чтобы так сказали Вячеслав Бутусов или Пётр Мамонов, представить себе невозможно. Пётр Николаевич с большей охотой расскажет, как умирает деревня, кстати, по чьей вине?

А ещё забавно, что десяток этих песен Михаил скрупулёзно перечисляет, но давайте припомним точнее. Все обозначенные произведения — 1987-го, 88-го, 89-го годов, 86-го — совсем редко. То есть перестройка, раскачавшая лодку, вовсю идёт и рокеры просто в неё запрыгнули, не более. Точнее, их в раскачиваемую другими лодку пригласили для звукового эффекта. Как цыган на мафиозный корпоратив. А Михаил этот корпоратив вёл.

Чистая конъюнктура. Раскачали, утонула — типичная подмена причин и следствий.

Любопытно, что реально сдвигавшие сознание людей вещи — независимо от времени — альбомы "Аквариума" начала 80-х, записанные Андреем Тропилло; весь Майк Науменко, "Энергия" Алисы, "Гражданская оборона", да и вся сибирская волна — ему не заходят, ему всё гимны подавай. Хотя и насчёт гимнов… Виктора Цоя с его "Переменами" слишком многие под свои мышиные движения хотят адаптировать.

Я не буду разбирать все песни-гимны, которые привёл в пример Михаил Козырев, достаточно остановиться на одной — "Не спеши" группы Чайф. Песня эта, по некоторым сведениям, написана в 1989-м, но была записана и вошла в альбом только в 1992 году, который был выпущен в 1993 году. И это уникальный случай, когда песня может повлиять на развал СССР, уже клинически мёртвый, — просто находясь в голове у Владимира Шахрина.

Вот такая вот незатейливая шутка-врушка от Михаила Козырева. Спасибо. Смешно.

Также — совершенно шкурное преувеличение собственной роли в создании "столь же мощной волны" конца 90-х — начала 2000-х, да и насчёт волны тоже сильно преувеличил. Профессиональнее стали? Да. Были ли хорошие группы? Конечно. Но уже сейчас вполне очевидно, что это были "танцы на рок-костях". Безусловно, русский рок продолжает собирать большие площадки, да и "Наше радио" до сих пор слушает огромное количество народу, но в метафизическом (возможно, самом важном) плане русский рок скорее мёртв, чем жив.

И почему Михаил, который так любит чужие песни под свои смыслы как сову на глобус натягивать, не сказал, что песня группы Сплин "Достань гранату" призывала к свержению ельцинской власти?

Достань гранату, и будет праздник (3x)
Сразу, даром, cразу и для всех.

Или гимн эмиграции от "Мумий Тролля":

Уходим, уходим, уходим,
Наступят времена почище.


фото: mir24.tv

И всё это с таким апломбом говорится, что пора бы уже и свет тушить, а то, не дай бог, Михаил Козырев и Ко ещё какую-нибудь страну развалят. Играть с друзьями в фильмах и развлекать стареющую публику новинками — ок, но, наверное, всё-таки не стоит заниматься идеологией, да и держать слово за весь русский рок — занятие скорее не по его плечам.

Возможно, Михаил Козырев намеренно пользует свой любимый музыкальный жанр, чтобы показать людям, которые к нему прислушиваются, что хорошо, а что плохо. Какая страна good, а какую лучше бы развалить. После его словесного излияния вспоминается один анекдот.

Лекция на филфаке. "В английском языке, — говорит профессор, — двойное отрицание даёт утверждение. В других языках, например в русском, двойное отрицание всё равно обозначает отрицание. Но нет ни одного языка, в котором бы двойное утверждение обозначало отрицание". Голос с задней парты: "Ага, конечно".

Русский рок развалил СССР? Ага, конечно.