Version: 1.0.2

Шолохов против Федука

Ричард Семашков

Знаете, что такое сборная солянка? Это когда Шолохов ругает рэпера Федука за то, что тот исполняет Есенина.

Бывает, что проснешься, включишь телефон и читаешь сонными глазами про то, как первый зампредседателя комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов раскритиковал рэпера Федора Инсарова, выступающего под псевдонимом Feduk, за исполнение песни на стихи Сергея Есенина и назвал это самопиаром. А затем оказывается, что это не шутка.

Нет бы предъявить Герасимову, Урсуляку... Но Федуку?!

Так прокомментировал Александр Шолохов состоявшийся ранее концерт певца:

"Он не пропагандирует классиков. Он пропагандирует себя! Эта песня исполнена для того, чтобы вокруг него самого начались обсуждения. Безусловно, это просто пиар. А С. Есенин есть С. Есенин, независимо от вариантов его исполнения. Я сильно сомневаюсь, что после того исполнения кто-то взял томик С. Есенина и начал внимательно его читать".

А затем отметил вокальные способности певца: "В 1970-х гг. такими заунывными гнусавыми голосами юнцы тянули песенки, вызывая восторг проходящей мимо публики".


фото: Klausvienresh/wikipedia

В 2019 году гнусавый голос Федука вызывает восторг не только у проходящей мимо публики, но и у огромного количества людей, которые плотнячком забиваются в самые большие клубы страны на его концерты, и если он пытается петь стихотворение Есенина, значит, хоть какая-то преемственность существует и не все корни обрублены. А если вокруг Федука с его Есениным совершенно неожиданно начнутся обсуждения, то это будет не иначе как эсхатологический восторг.

Другое дело, что Шолохов-младший в силу своего возраста до сих пор считает, что поэзия, правильно или неправильно исполненная, может в наше время вызвать у кого-то обсуждение, а это, к сожалению, не так.

Но если хотя бы каждый сотый на концерте Федука, вернувшись домой, нет-нет да откроет сборник лирических стихотворений Сергея Александровича, ну или черт с ним, со сборником, вобьет в телефоне "Есенин. Стихи", значит, все не зря и неважно, у кого какие музыкальные вкусы. Одним "розовым вином" сыт не будешь.

Ох, все бы себя пропагандировали с помощью великих классических стихотворений — мы жили бы совсем в другой стране, совсем с другими подростками. Если бы все фотографировались в "Инстаграме" с книгами классиков, показательно ходили бы на вечеринки с томиками Чехова, а в блогах вели бы свои монологи на фоне собрания сочинений Льва Толстого, может, многих проблем удалось бы избежать.

Однако некоторым кажется, что кому-то можно исполнять стихотворения, которые давно ушли в народ, а кому-то нежелательно.

Судя по всему, речь идет о стихотворении-песне "Заметался пожар голубой", и скажу вам, как человек, который переслушал огромное количество разнообразных интерпретаций стихотворений Есенина: у Федука неплохо получилось. Видно, что и уважение к автору присутствует, и любовь к произведению, а в исполнении даже просвечивается какая-то органика.

К примеру, есть у нас неприлично известный шансонье — Александр Новиков, против которого я совсем ничего не имею, а некоторые его песни мне даже кажутся очаровательными, но как же невероятно пошло, на мой вкус, он поет Есенина. Квинтэссенция всех самых отвратительных штампов, которые прилепились к Сергею Есенину, проявляется в исполнении этого певца.

Не припомню, чтобы Александру Новикову настоятельно советовали не трогать святое. Да он, в принципе, и наплевал бы на эти советы. И был бы прав.

Еще не хватало вводить цензуру на исполнение классиков.

Посудите сами. Ну лучше же, чтобы из колонок доносилось это:

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

— чем, скажем:

Твои кенты лошки, а я без башки,
Но не будем мы играть в кошки-мышки.
Твои ладошки уже далеко зашли.
Я хочу тебя, а еще хочу сижку.

Более того, в поэзии всегда можно найти те темы и строчки, которые так притягивают нынешних подростков в рэпе.

Скажем, Скриптонита можно назвать нерадивым правнуком Есенина. Вот его строчки:

От нас, увы, несет ганжой* и бухлом.
Мы пахнем разными шлюхами и депрессией.
Спроси, почему твоя сука спит днем.
Я не зову это своей сукой, сука тащит нас на дно.

Очевидно, что от Сергея Александровича тоже чем-то таким пахло, но тем не менее выражался он изящней:

Сыпь, гармоника. Скука... Скука...
Гармонист пальцы льет вольной.
Пей со мною, паршивая сука.
Пей со мной.

Мне кажется, что ощущение боли и слово, на котором строится все творчество Скриптонита, рэпер у Есенина взял, а остальное растерял.

Вот как работает рэпер:

Во мне пол-литра водки в доле с марихуаной*.
Да не, я в норме, я не болен, вали из ванной.

А так классик:

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

А если серьезно, то если пара-тройка Федуков будут чаще обращаться к классикам, возможно, на них свое время потратят и те, кто слушает рэп.

В чем внук Михаила Шолохова прав, так это в том, что "С. Есенин есть С. Есенин, независимо от вариантов его исполнения". С этим не поспоришь.

Уголовных дел на Есенина было заведено больше, чем на всех вместе взятых "запрещенных" рэперов России. А что он делал ради собственного пиара, когда дружил с Мариенгофом, вообще даже как-то неприлично описывать. Достаточно лишь упомянуть, как он со своей имажинистской бандой разрисовывал церкви матерными стишками. Вот тебе и "он пропагандирует себя".

Так что не надо Сереженьку (как его многие любят называть) засахаривать.

Лучше бы Александр Шолохов направил свою энергию в другое русло. Сдались ему эти рэперы, да еще и с хорошими стихами.

Гораздо логичнее было бы направить свое внимание на антишолоховцев, которых хлебом не корми — дай только доказать, что русские ничего сами написать не могли — слишком глупые.

Например, Дмитрий Быков считает своим праведным долгом уже который год посвящать антишолоховской деятельности огромные тексты.

Вот отрывок из последней его статьи: "Что сказать, дорогие товарищи: после тридцати лет, прошедших со времен легализации антишолоховской гипотезы в России, накопано много. Надо теперь обладать нешуточной храбростью, чтобы приписывать Шолохову его романы: доказано, что он был малограмотен, что собственные речи на писательских собраниях читал по бумажке и готовил не сам; что рукопись "Тихого Дона" — результат не творчества, а переписывания чужого текста, потому что некоторые слова он просто не разобрал; да мало ли что доказано — огромная литература существует на эту тему, и даже для беглого ее обзора понадобился бы печатный лист".

Отдельные творческие элементы работают на деструкцию, тратят свой душевный заряд, чтобы подточить, а то и вовсе спилить важные для русской культуры и истории корни.

Может, лучше бороться с ними, а не с литературоцентричными рэперами?

* Наркомания — тяжелая болезнь, наркотики разрушают организм.