Колымские рассказы Дудя
Помню, как в первом выпуске своего шоу Юрий Дудь ходил с рэпером Бастой по его студии и дивился издевательским картинам, на которых были изображены Ленин и Сталин с голыми девушками. После того как Баста заявил, что эти люди — не осужденные преступники, Дудь сказал на камеру: "*** (девушка с пониженной социальной ответственностью), как не любить этого человека после таких слов".
На протяжении всех следующих программ Юрий Дудь далеко не отпускал тему Иосифа Сталина, даже когда интервьюировал молодых рэперов, которые, мягко говоря, с историей не в ладах. Тянул красную от крови ниточку через всех своих героев, нет-нет, и сам срываясь на взрывную эмоцию. Пока не пришёл к авторскому фильму о Колыме.
Помните, как у Васи Обломова в песне пелось: "Еду в Магадан". Юра Дудь съездил в Магадан примерно, как спел про это Вася Обломов — недаром они вместе в клипах снимаются и все либеральные штампы собирают чуть ли не в общую корзиночку.
Пусть историки и социологи ловят Дудя на вранье, которое заметно хотя бы по выражению лица и театральщине интонаций, а я пройдусь по сути.
Два часа мы можем наблюдать за очень красивой профессиональной съемкой, где собраны крайне интересные люди (особенно те, кто живёт непосредственно на Колыме), восхитительные виды, а ещё — какие-то совершенно невозможные умозаключения Дудя. С циничным передёргиванием исторических фактов, выстраиванием диких схем, и всё это сделано для того, чтобы все школьники России запомнили, наконец: Сталин — это грандиозное Зло. Больше мыслей там нет.
Холод, голод, Сталин, страх, ГУЛАГ, доносы, Сталин, квоты на расстрелы, человеческие "консервы", Сталин, 20 миллионов заключенных, 2 миллиона замученных, Сталин, Сталин. Семь лет за десять колосков пшеницы, больше, чем за квартирную кражу. Кто виноват? Разве я не намекнул?
В общем, молодой и дерзкий YouTube-либерал не стал оригинальничать и прошёлся по всем клише, какие только были возможны в фильме о Колыме.
Очень легко и выгодно быть примитивным и тупым, когда речь заходит о сталинских репрессиях, потому что, конечно же, они ужасны. А значит, и всё остальное просто необходимо поставить под сомнение, будь то индустриализация, космос, оборонная промышленность или самая кровопролитная война за всю историю человечества.
Юрий Дудь, как ему кажется, нашёл врага себе по зубам и теперь отрывается, говоря о родине и своих соотечественниках со своей тинейджерско-пафосно-узколобой позиции:
"Не знаю, как у вас, но всю свою жизнь я слышу от родителей: ну будь осторожен, ну не привлекай к себе лишнее внимание, не высовывайся — это очень опасно; и вообще мы простые люди, от нас ничего не зависит. Мои родители — прекрасные люди, я безумно их люблю. Но они говорят все это десятилетиями — даже в тех ситуациях, где очевидно нарушается здравый смысл, где творится несправедливость и где мы точно правы. Я всегда думал: откуда у старшего поколения этот страх, это стремление мазать все серой краской? Почему они боятся, что даже за минимальную смелость обязательно прилетит наказание? Моя гипотеза — этот страх зародился еще в прошлом веке и через поколения добрался до нас. Одно из мест, где этот страх появлялся, — Колыма."
Да уж, философ без страха и упрёка. Ютубовский Шопенгпуэр и Къеркегор в одном бульбуляторе.
Мысль про страх он повторял не раз и не случайно. Дело в том, что у героев Дудя вылетают фразы, которые мешают чёткой и выверенной концепции Юрия, и тогда он ссылается на страх, мол, эти люди запуганы и поэтому выбиваются из строя.
Посудите сами. Человек со своей командой добрался до Колымы, запаковался в несколько комплектов термобелья (-50°), прокатился по безумно длинной дороге, посмотрел на всю ушедшую лагерную цивилизацию, приложил статистику, побывал в гулаговских музеях, поговорил с людьми, а когда задал вопрос: "Как вы относитесь к Сталину?", некоторые ответили неожиданно: типа, было и хорошее, подлинно великое, а кто-то и вовсе сказал, что положительно.
Так вот же расстрельные списки, вот свидетельства, вот Колыма, вот ГУЛАГ, вот Варлам Шаламов, вот академик Королёв, вот-вот-вот.
"Всё верно, — отвечают, — это всё ужасно, времена такие были — кивают — но было же и хорошее-великое".
Извините за иронию, может, неуместную, но фильм построен именно подобным образом: рассказать детям про усатое чудовище. А если после всех доказательств кто-то скажет, что всё было не столь однозначно, то это страх. А мы, дети, бояться не должны.
Почти пять миллионов просмотров за три дня — YouTube-учителя истории пользуются популярностью, к тому же им помогают такие же лидеры мнений, которые не хотят видеть этот мир сложным и парадоксальным, хотят перечеркнуть общее прошлое красной ручкой (как Ефим Шифрин в "Колыме") и оставить там только то, что соотносится с их взглядами.
Так может всё-таки не тем людям приписывают страх?