Version: 1.0.2

Время музыкальных пустышек

Ричард Семашков

Знаете, совсем не надо быть музыкальным критиком, чтобы понимать, что модные порталы, которые у нас отвечают за освещение музыки, – это полный абзац.

То бишь есть несколько заметных площадок, которые во всеуслышание говорят, что вот этот вот парень или девочка талантливы – давайте их послушаем. Далее это распространяется по музыкальным пабликам и группам. Конечно, бывает по-разному, артисты выстреливают не только за счёт этих самых авторитетных площадок, но тем не менее существует определённая сеть, в которую попадают вполне предсказуемые и конкретные музыканты. И сеть эта отменно работает. И тем, кто в неё по тем или иным причинам не попал, будет непросто.

И, как бы это сказать помягче, как правило, все публикуемые там музыканты работают в жанре постмодерн. Все они так или иначе юродствуют, каждый с уникальной страннинкой, с неизменной фигой в кармане, они ездят на подростковой своей иронии, при этом все как один невероятно стильные ребята.

Такие стильные, что к ним подойти стыдно. Собственно, о том, что они гораздо лучше тебя, колхозника, они постоянно напоминают в своих песнях.

Можно говорить о каком-то тотальном деградантстве, но в наше время всё это надо хитрее объяснять.

Вся эта спайка – либерально-музыкальные порталы и эти артисты – они не то чтобы не могут говорить о серьёзных вещах, они этого не хотят.

Одно дело попытаться отрефлексировать место и время, в которых ты живёшь, и совсем другое – всё это протроллить. Теперь, чтобы что-то заметное создать, совсем не нужно любить и переживать, теперь можно ехидничать и хвастаться. Конечно, я утрирую, но только для того, чтобы вам было понятнее.

Кстати, тех, кто любил и переживал (типа Егора Летова, Виктора Цоя, Янки Дягилевой, даже СашБаша), эти ребята записали в свои ряды, мол, мы вот на них росли и так или иначе продолжаем их темы. Нет, не продолжаете.

Модные журналы и музыкальные площадки всерьёз разбирают все эти наивные, пубертатные, меганарциссические псевдотексты условного Фараона, и вот уже вылупился огромный рой (все похожи друг на друга) таких же модненьких суперзвёзд, за которыми охотятся все эти порталы. Порталы, которые якобы отвечают за музыку.

Далее идут ребята поумнее и поаутичнее. Они не спят с нашими "тёлками" и не читают свою чухню лучше и техничнее остальных. Они замечают в нашей жизни что-то странное и неуловимое – милые дети главного постмодерниста России Виктора Пелевина. Саунд у них качественный, и музыканты хорошие, ничего принципиально нового в музыке они не делают, да и зачем, когда всё уже придумали Sonic Youth и Thomas Yorke.

Ну и моя любимая категория артистов, которыми в нас тыкают все эти музыкальные порталы. Музыканты, которые поругивают и постёбывают нашу родину под соусом того, что типа рубят правду-матку.

И это не шевчуковское "пусть кричат "уродина", а она нам нравится, хоть и не красавица", а просто и тупо "уродина" – дикая, коррумпированная, несправедливая, рабская страна.

На эту волну сейчас многие подсели, потому что время такое – молодёжь якобы начала интересоваться политикой, а значит, и отклик на такие песни высокий.

Старички, кстати, неплохо напоминают о себе и вписывают заново свои имена в актуальную музыкальную повестку, делая наперегонки друг с другом политические памфлеты и лозунги. Вот вам несколько свежих треков от рэп-авторитетов.

Лигалайз:

Заходит на вираж с кортежем катафалк:
Няш-мяш, "Крым
наш", Хирург и абырвалГ.
На праздник православный за новый танк кулич,
Под оливьешку вечный пресный Леонид Ильич.

Слим:

Алиса в стране ***, и приуныли масоны.
Идём гулять в апельсиновых кальсонах

Случай особый, сделал обрезание и стал буддистом,
Чтоб не обидеть православных активистов.

Каста:

Друг друга голодом морить, гноить по зонам,
Под это издать законы, этим заразиться можем снова
(Это мы.)

Нойз МС:

СМИ голосят
То, что повсюду агенты МИ-6, ЦРУ и Моссада,
Пугают исчадием ада,
Звёздно-полосато-насато-пейсатым,
Лёд под ногами майора ломается легче, чем корка фалафеля,
Майор не боится, майор не утонет, майор, если что, в батискафе.

Перечислять можно очень долго.

Примерно на таком же примитивном уровне о горемычной России нам рассказывает новая плеяда.

FACE, Loqiemean, IC3PEAK, Anacondaz, "Порнофильмы", Вася Обломов (опять же долго перечислять) целые альбомы посвящают тому, в какой мрачной гремучей стране мы живём.

Все ненавидят Советский Союз, а социализм как строй считают рабским и позорным; терпеть не могут любые русские экспансии (в том числе Крым и Донбасс), да и в целом к российским победам очень скептически относятся; правоохранительные органы, церковь, представители власти – всё это лютый зашквар.

Но я даже не о них. Кому-то стукнуло сорок, а он всё ещё клепает альбомы на злобу дня – пытается оставаться на плаву, книжек при этом не читая и в политической повестке разбираясь только благодаря блогам Дудя, Пивоварова и Навального. Кто-то молодой и злой везде видит несправедливость и пытается бороться с ней, осуждая во всём наш советский менталитет и Путина. Ну а кого ещё винить?

Пусть каждый пишет свои песни, как он хочет. Просто немного жаль, что весь музыкальный интернет-рынок (благодаря этим дерьмо-порталам) работает таким примитивным образом, что если ты находишься вне этой постмодернистской тусовки, то о тебе никто не узнает и никто о тебе не вспомнит.

Никто не собирается открывать новых самобытных музыкантов (а их у нас много), которые работают без книжки Владимира Сорокина (фиги) в кармане. Музыкантов, которые пишут песни не на грядущую неделю, чтобы собрать кассу, а, прости господи, в вечность. Музыкантов, которые занимаются искусством.

Например, на днях вышел новый альбом "Верная смерть" чрезвычайно самобытного и интересного исполнителя Бранимира, который с точки зрения аутентичности, органики, текстоцентричности, погружения в российскую действительность (не на уровне "Вместо гирлянды колючая проволока, а за заборами нет горизонта") не то что не конкурирует с вышеперечисленными милыми ребятами, а просто на три головы их выше.

Кто-нибудь из этих модных порталов написал о новом настоящем русском альбоме? Где мрачная Россия показана не с помощью политической агитки для дебилов, а с помощью выстраданного поэтического текста, что раздаётся из уст провинциального самородка, который, в отличие от тех популярных ребятишек, любит свою родину и переживает за неё.

Ангел бездны земной
Притаился в малиновой роще.
Чёрный кум, хтонический отчим.
Отчего так берёзы шумят и в могиле темно?
Ангел бездны земной!
Присягают тебе человеки:
Продавцы, бедняки и калеки.
Помоги им отбить ипотеки и кануть на дно.

"Афиша", "Медуза", "Лента", "Собака", "Сноб", "Флоу", вы о ком сейчас пишете? Опять про "Порнофильмы"?

Мне даже не Бранимира жаль – он разберётся, а молодых людей, которым навязали огромное количество пустышек, чтобы они и сами в итоге ими стали.