Защитники Ефремова
Вся эта история с Михаилом Ефремовым не только вскрыла степень саморазрушения актёра, но и многое рассказала о нас самих.
Одни актёра защищают, вторые кроют на чём свет стоит, есть те, кто аккуратно признаются, что им очень жаль водителя Захарова, но и Ефремова немного жаль, и тогда вторые записывают таких в ряды тех самых защитников.
А в их ряды не очень бы хотелось вступать, потому что у этих людей, которые разглагольствуют на тему того, что Ефремов гений, которого надо беречь, лавочка доброты работает только для своих.
Она не работала, когда рвали на куски гения Егора Летова, который неожиданно вступил в НБП (запрещена в РФ) – это сейчас его заново полюбила прогрессивная публика, потому что Егор не может встать из мёртвых и послать их к чёртовой матери (напомнить, кем он был). А тогда всем было плевать на его нетленки, его просто начали клеймить фашистом.
Много людей из творческой среды вступилось за стреляющего Эдуарда Лимонова? В документальном фильме знаменитого ныне режиссёра Павла Павликовского "Сербский эпос" Лимонов был запечатлен стреляющим из автоматического оружия в сторону осаждённого Сараево, и тогда от него отвернулась вся творческая элита, и всем было плевать на прошлые литературные заслуги Эдички.
Или вспомнить газеты "День" и "Завтра", формировавшие в своё время оппозицию и сопротивление. Как же крепко за них прилетало писателю (и главному редактору этих газет) Александру Проханову, и в этой травле никто не вспоминал про то, что больших писателей так бить нельзя.
Эти люди не вправе говорить про улюлюканье, потому что сами этим улюлюканьем беспрестанно занимаются.
Если гиений лай раздаётся из уст прогрессивной общественности, то, значит, травля больше не является травлей, но если народ осуждает представителя творческой профессии, к тому же либерала, то каждый светлоликий произнесёт речь о том, что мы должны быть милостивы.
Например, Дмитрий Быков разъяснил свою позицию по Ефремову на "Эхе Москвы". Там он зачем-то вспомнил, что жена с погибшим Захаровым состояла в гражданском браке и то, что она теперь сидит на ток-шоу. Алё! Так не сочувствуют!
Быков не засмущался и начал тыкать в чужие грехи, мол, Захаров и Ко не такие уж и святые люди. В его стиле.
Затем он стал благородно замечать, что никогда не отречётся от своих друзей, что бы они ни сделали. А дружбой с Ефремовым он, понятное дело, гордится. А если бы гражданин Ефремов сказал, что Крым наш, можно было бы? А после прилепинского "Письма товарищу Сталину"– можно? Тоже, кстати, хороший пример, где писателя травили из всех существующих травилен и лишь единицы сказали, что Захар Прилепин большой талант и с ним так нельзя.
Дальше Дмитрий Львович говорит про людей, которые пытаются "извлечь из этого политические дивиденды": "Вот вы поступаете действительно ужасно. Понимаете, это даже не цинизм – это что-то адское, запредельное. Я понимаю, что сейчас так сложилось, что все постоянно следят друг за другом: кто оступится? Сейчас оступаться нельзя, сейчас самое верное – вообще молчать".
Кто бы говорил про политические дивиденды и про слежку за оступившимися. Разве он не тем же самым занимается многие годы в своей публицистике, в своих стихотворениях, в своих высказываниях? Да именно этим же, просто Быкова интересует совсем другая несправедливость, совсем другая реальность, совсем другие люди.
Быков никогда не молчит, хотя всем (и себе в том числе) это рекомендует. Да, но почему-то сейчас Быков использует ситуацию, где недовольные вечной несправедливостью люди судят Ефремова, и хейтит толпу.
Толпа кричит, что актёра надо посадить далеко и надолго, что актёр и талантливым-то никогда не был, а Быков тут как тут - мол, посмотрите, какая у нас толпа кровожадная, какая атмосфера ужасная насаждается.
Поэтому нет. Среди этих лицемерных "защитников" быть не хочется.
Но также не хочется быть среди тех, кто кричит: "Сдохни, мразь!"
Я не защитник Ефремова; я не считаю, что для талантливых людей существуют какие-то особенные привилегии; я не его судья и не его адвокат; я не невербальный психолог, который определяет степень искренности в его видеопокаянии, но мне жаль Ефремова.
Не надо путать христианское отношение к человеку с попыткой защитить "своего". Если бы Ефремов с Захаровым поменялись местами, мне было бы так же жаль живого Захарова, но случилось так, как случилось.
Русский человек должен быть широк душой, потому что если он станет узколобым судьёй, показывающим большой палец вниз, то Быков и прочие окажутся правы на наш счёт.
А они не правы!