Version: 1.0.2

Великий профессионал с огромной жизнью: умер Эннио Морриконе

Ричард Семашков

Когда гений умирает на 92-м году жизни, а родственники отмечают, что маэстро "до последнего сохранял достоинство и полную ясность ума", то такому можно только порадоваться. Так ушёл итальянский композитор, аранжировщик и дирижер Эннио Морриконе - один из самых известных и влиятельных кинокомпозиторов.

Эннио родился в Риме в семье профессионального джазового трубача, поэтому неудивительно, что мальчик уже в довольно раннем возрасте получил сразу три диплома: по классу трубы, инструментовки и композиции. Всё пригодилось.

Освоив дело, он стал подрабатывать в ночных клубах и отелях Рима, параллельно играя в джазовых коллективах, затем устроился в театр, где работал сначала музыкантом, а затем композитором. Но было же ещё радио – Морриконе идёт и туда и начинает делать аранжировки для популярных композиторов, затем добирается и до телешоу.

В общем, ничего удивительного, что к 33 годам Морриконе начал писать музыку к фильмам. Судьбоносный одноклассник (как это по-итальянски!) Серджо Леоне позвал его поработать вместе, и с тех пор о композиторе Эннио Морриконе в мире кино не забывал никто (кстати, похожая история случилась с недавним юбиляром Клинтом Иствудом).

Прославившись в Европе, он двинул к голливудским холмам, чтобы стать крёстным отцом киномузыки. И стал.

Вот некоторые из режиссёров, с которыми поработал Эннио: Бернардо Бертолуччи, Лилиана Кавани, Пьер Пазолини, Франко Дзеффирелли, Брайан де Пальма, Джон Карпентер, Оливер Стоун, Педро Альмодовар, Роман Полански.

Заодно хочется упомянуть российского режиссёра Владимира Хотиненко, поскольку к его фильму-катастрофе "72 метра" Морриконе также приложил руку – его до глубины души пронял сценарий и замысел, поэтому он дал этому фильму свою музыку.

Надо отметить, что поначалу ограниченность бюджета повлияла на инструментальный состав, которым пользовался Морриконе. Вместо оркестровых инструментов он использовал электрогитары и губные гармошки, а также свист и пистолетные выстрелы. Во многом из этого и сформировался уникальный авторский стиль Морриконе.

Кто-то пишет, что всего Морриконе написал музыку к более чем 400 фильмам, кто-то - что к более чем 500, из которых пару сотен точно смотрел практически любой россиянин. Не уверен, что сам итальянец записывал их количество себе в блокнот, тем более что ему до самой смерти было чем заняться.

То откроет юбилейное турне совместным концертом с SOFIA Symphony Orchestra на сцене Государственного Кремлёвского дворца; то отпразднует свой 85-летний юбилей в рамках европейского тура, где также начнёт с России; то в каком-нибудь международном музыкальном конкурсе поучаствует; то ещё один "Оскар" получит – за тарантиновскую "Омерзительную восьмёрку".

Смотришь на таких ребят и понимаешь, что все таблетки от старости носят название "работа" - других нет, на всех остальных зарабатывают фармацевты. 

И всё-таки просто представьте, сколько удовольствия мы получили, смотря фильмы "Однажды в Америке", "Миссия", "Малена", "Профессионал", "Неприкасаемые", "Хороший, плохой, злой", "Лолита", "Джанго освобождённый"…

Можно сколько угодно перечислять "золотые глобусы", "орлы", итальянские кинопремии и "Оскары" Эннио, но самым верным показателем его гения будет простая мысль: вероятнее всего, Морриконе написал музыку хотя бы к одному из ваших самых любимых фильмов в жизни.

Не удивительно, что великому профессионалу дали такую огромную жизнь.

Американский Эдуард Артемьев. Киногений. Человек, чьи мелодии знают все, кто посещал эту планету за последние полвека.

Слышал, что Эннио неплохо играл в шахматы. Было бы круто чуть позже раскатать с ним пару партий.