Version: 1.0.2

Актуальный Борис Рыжий

Ричард Семашков

8 сентября 1974 года родился гениальный поэт Борис Рыжий. И в каждый сентябрь хочется об этом напомнить.

За свои недолгие 26 лет Рыжий написал несколько совершенно изумительных стихотворений и вписал себя в русскую литературу как последний великий поэтический модернист с огромной поэтической и музыкальной составляющей. Даже жизнь его, несмотря на то, что он родился в слишком негероическое время, сложилась в трагическом духе мрачной и большой русской литературы.

Когда я лет восемь назад начал периодически делать песни на его стихотворения, это не было никаким трендом. На него делал каверы его земляк рэпер Наум Блик, ну и ещё парочка неизвестных никому исполнителей, вот и всё. Когда я выпускал эти песни, особо никто и не понимал, кто автор стихотворений, – шли искать. Как-то раз мы даже сделали видеоэксперимент («На второй ноге») на его стихотворение с нынче популярным рэпером Хаски.  

По Сети уже вовсю бродили его стихотворения, а в пабликах, посвященных его творчеству, начала тусоваться молодёжь – ну и вскоре паблики эти стали расти как на дрожжах.  

Нужно сказать, что это довольно беспрецедентная вещь, поскольку у нашего брата есть две крайности. С одной стороны – фанатеть и всячески форсить стихотворения больших классиков, типа Есенина-Маяковского-Бродского. С другой же – считать большим поэтом Лёху Никонова (который, кстати, тоже любит почитать Рыжего) или Оксимирона, ну или массово добавляться в подписчики к пусть не окончательно бездарным, но маленьким на фоне масштабов русской литературы поэтессам.

Борис Рыжий же наследник и родной сын той самой великой русской поэзии, которая гремела у нас в XVIII–XIX веках, и это признают как наши современные литературные гиганты, так и просто ценители прекрасного.

Книги его часто переиздаются; уже написано несколько биографических работ; часто ставятся спектакли; проходят творческие вечера, которым конца нет; документальный фильм, снятый голландским режиссером, получил приз Silver Wolf на 21-м Международном фестивале документального кино в Амстердаме и приз за лучший документальный фильм на Эдинбургском кинофестивале.

В общем, происходит всё то, что в наше время крайне редко случается с поэзией.

Более того, чем дальше, тем больше появляется разнообразных песен на стихи Бориса Рыжего.

Чуть ли не каждый день стали выходить музыкальные адаптации на его стихотворения от самых разнообразных исполнителей: от миленькой тонконогой богемы и причёсанных интеллигентов до гопников и панков. Кто-то его стихи нашёптывает, кто-то декламирует, а кто-то кричит. Ребята спорят друг с другом, как правильно читать и воспринимать Рыжего. Каждый настаивает на своём Рыжем. И это замечательно.

Что ещё более невероятно, так это успех, который настигает некоторых исполнителей стихов Рыжего.

Так, например, группа «Молчат дома» в свой новый альбом поместила трек «Судно» на его стихи.

Эмалированное судно,
окошко, тумбочка, кровать, –
жить тяжело и неуютно,
зато уютно умирать.
Лежу и думаю: едва ли
вот этой белой простыней
того вчера не укрывали,
кто нынче вышел в мир иной.
И тихо капает из крана.
И жизнь, растрепана, как ***
(нецензурно, женщина с низкой социальной ответственностью. – Прим. ред.)
выходит как бы из тумана
и видит: тумбочка, кровать...
И я пытаюсь приподняться,
хочу в глаза ей поглядеть.
Взглянуть в глаза и – разрыдаться
и никогда не умереть.

И, о боже! Этот трек стал одним из главных хитов в Tik Tok в этом году. Настя Ивлеева его постила в Instagram! Вот уж никогда бы не подумал. Что же дальше будет? Наверное, рэпер Элджей сделает песню на эти стихи:

...Хотелось музыки, а не литературы,
хотелось живописи, а не стиховой
стопы ямбической, пеона и цензуры.
Да мало ли чего хотелось нам с тобой.

Хотелось неба нам, еще хотелось моря.
А я хотел еще, когда ребенком был,
большого, светлого, чтоб как у взрослых, горя.
Вот тут не мучайся – его ты получил.

Моргенштерн спрыгнет с «Кадиллака», поняв, что теперь школьникам нужна настоящая поэзия, и возьмёт за основу стихотворение Бориса Рыжего?

Например, это:

Дай нищему на опохмелку денег.
Ты сам-то кто? Бродяга и бездельник,
дурак, игрок.

Не первой молодости нравящийся дамам,
давно небритый человек со шрамом,
сопляк, сынок.

Дай просто так и не проси молиться
за душу грешную, – когда начнет креститься,
останови.

...От одиночества, от злости, от обиды
на самого, с которым будем квиты, –
не из любви.

Никто не знает, что будет дальше и в какие ещё чёрные лужи будут падать лицом следующие поколения, до каких уровней деградантства мы дойдём, до каких степеней примитивизма и мерзости доскребёмся, однако ясно одно: настоящие русские стихи могут жить в любое, даже самое постмодернистское и пошлое время. Даже в то время, когда музыка и стихи – это просто скотский способ срубить бабла на животных инстинктах граждан.

И Борис Рыжий со своими стихотворениями – один из ярких примеров того, что может быть по-другому.