Оксимирон показывает, что у нас до сих пор ценится слово
Десять лет назад в маленьком городе Новомосковске мы с пацанами внимательно следили за тем, как два наглых паренька из Европы жестко хейтят русский рэп.
Читали они очень недурно и вскоре поехали в гастрольный тур по России, но в итоге нарвались на рэп-гопаря из Москвы, который вместе с крепкими ребятами и со стволами заставил нахальных рэперов извиниться: на камеру, на коленях, с пощечинами.
Звали их Оксимирон и Шокк, а прессанул их Рома Жиган.
Посмотрели мы то видео, в котором Шокк на коленях извиняется, а Оксимирон на диванчике жмется, и подумали, что больше у парней в России никогда ничего не выйдет. После такого видео не может состояться рэп-карьера, только не в стране с нашим менталитетом.
Оказалось, что может, да еще какая!
Оксимирон, выпустив пару альбомов, стал у нас чуть ли не главным рэпером страны, ответственным за вдумчивые, концептуальные работы, первым баттловиком, а еще совестью либерально настроенной молодежи.
У Шокка было все похуже, но он и извинялся на том видео похлеще, да и вел себя после этого инцидента не так грамотно, как Мирон. Пути у ребят, конечно же, разошлись.
И вот после долгой творческой паузы в шесть лет выпускает Оксимирон 10-минутный клип, который начинается с того отрывка, где он, как и его бывший друг, стоит на коленях, а его по щекам бьют. А в треке он рассказывает, как на протяжении долгих лет переступал через себя, идя на компромиссы с совестью и собственной гордостью, лишь бы этот отрывок с извинениями не попал в сеть (то есть полная версия того видео). Дружбу со своим врагом-шантажистом Ромой Жиганом водил и в его проектах участвовал; на интервью не ходил, потому что боялся, что спросят за тот инцидент; наращивал эго и мощь, а внутри все разлагалось.
Незакрытый гештальт жить нормально не дал.
Но вот пришло время все расставить на свои места и, будто Лимонов в "Дневнике неудачника", разложить все по полочкам.
Сколько себя помню, я дрожал над репутацией,
Но, чтоб стать свободней, нужно не бояться обосраться.
Я так не хотел стоять десять секунд на коленях,
Что в итоге стоял на них десять лет.
Камбэк получился легендарным. Исповедальная история без сложных рифм и припевов – только длинный, хлесткий, самобичевальный текст.
Знаешь, чувство, будто забуксовал,
Где-то свернул не туда и путь стал замысловат.
И ты ходишь кругами, подбирая слова,
Сознавая: все исправить можно, лишь вернувшись назад.
Ну и стопроцентное попадание в аудиторию. Однозначный респект.
Кто спустя десять лет будет стебать тебя за такое видео? Ну получил ты тогда леща, зато как стрельнул. Ну прогнулся ты когда-то, зато сейчас все осознал и во всем раскаялся. Ну постоял десять лет назад на коленях, зато сейчас сел на трон, обыграв всех друзей и врагов.
Да и вообще, кто у нас не респектнет человеку, который талантливо и искренне выворачивает наружу свои внутренности.
Ну и самое главное.
Оксимирон возвращается в музыку и наглядно показывает, что у нас до сих пор ценится слово, история, трагика, достоевские страсти, а не вот эти все банданы, трещоточки и очень дорогие автомобили, которые молодые дегенераты напокупали, потому что в России наконец-то появился стриминг.
Возможно, альбом, который анонсировал Оксимирон, будет очередной попыткой построить хитрую и полную либеральных штампов антиутопию, чтобы потом выступать у Парфенова в "Намедни" и мелькать на новых митингах, а может, Мирон продолжит эту саморазоблачительную линию, доставая из своей заблудшей души новые зашкварные эпизоды.
Неважно, будет ли альбом мрачной политической драмой или экзистенциальной автобиографией, в любом случае это будет возвращением в сторону русского языка, в сторону каких-никаких смыслов, в сторону драмы.
Ведь когда-то мы за это и любили рэпчик.