Version: 0.1.0

Магия лучшего рэп-альбома 2021 года

Ричард Семашков
Социальный рэп про нашу грустную Россию.

Как только видишь какой-то заголовок про социальный рэп, сразу включается рвотный рефлекс. Потому что уже совершенно ясно, что всякие модненько-либеральненько-молодёжные порталы будут втюхивать одни и те же песни одних и тех же исполнителей про ментов, менталитет, закручивание гаек и прочее.

Исполнители эти невероятно богатые, собирающие огромные площадки по всей стране, признанные всеми, но очень совестливые и тонкие натуры, чтобы, несмотря на всё это, не рубить с плеча про режим и социум.

Особенно смешно, когда ни черта не понимающие в уличной субкультуре ребята типа Парфёнова, Козырева, Троицкого, да даже того же Дудя начинают писать в своих инстаграмах: «Событие! Новый альбом Нойза! Новая песня "Анакондаз"! Новая строчка Оксимирона! Новый клип "Шотпарис"! Новый трек про Путина!»

«О, это сильнейшее и важнейшее высказывание о том, что происходит вокруг!»

Во-первых, не сильнейшее, во-вторых, не важнейшее, а в-третьих, это не имеет никакого отношения к тому, что происходит вокруг. Всё это происходит только в ваших блогах и на ваших порталах. А Россия - другая.

Вот это вот всё никакого отношения к социальному репу не имеет, дно российское не отражает, проблемы простых людей не высвечивает, социальное расслоение не отображает и т.д.

Если толпа буржуазных блогеров и влогеров начинает бегать со строчками Нойза («Жить птицами в метро. Чирикать в вестибюле. В туннелях гнёзда вить. Порхать под потолком») и выдавать это за протестную поэзию, то, видимо, у нас в стране большие проблемы с поэзией и протестом, извините.

В группе «Чемодан Клан» протестной поэзии было в разы больше, но Парфёнов бы вряд ли выдержал их рэп:

Сегодня ты большой могучий мэр,
Завтра тебя в аду ждет большой, огнем объятый ***.
Раздастся эхо, и его породит твой крик.
Неважно, сколько ты лавэ состриг из этих интриг, старик.

Треки Слима можно было бы назвать социальным рэпом, но у него это не звучало так нарочито, как сейчас принято:

Я будто бы сплю, но лежу вертикально,
Крыша подтекает в режиме ожидания.
Кто-то с кредитами и Навальным,
Кто-то с бандитами и ментами. Вы как страну про*** (играли)?"

В этом году вышел альбом bollywoodFM «Магия», и в нём про Россию сказано в десять раз больше, чем у Нойза, Оксимирона и группы «Грот» вместе взятых, хотя слов в нём меньше. И сделано это не так попсово, как у вышеперечисленных.

Там нет строчек в лоб про то, что все мы в тюрьме живём, под ментами согнутые ходим, а царь у нас последние деньги забирает, но там зато есть боль, потерянность и отражение постсоветской России – грустной, безыдейной, бедной, но, тем не менее, крутой.

Русские народные распевки есть (помогла группа KASHA), один из самых красивых русских женских голосов в лице Хадн Дадн сразу в двух совместных песнях представлен, и ещё парочка талантливых рэперов, которые про региональное, скрепное постсоветское пространство понимают немного больше главных редакторов модных порталов.

BollywoodFM читает ритмично, и биты у него качают, но, в отличие от многих коллег по цеху, он не занимается тупой рэперской самопрезентацией – он сочиняет русские верлибры про то, как ему здесь странно и непросто живётся.

Детская рука нарисует угольком
Очертания головы в переулке колдовском.
Замолив грехи, перекрестится налево
И запишется на семинар управления гневом.
Начну утро с три в одном,
Начну утро с три в одном:
Злоба, ненависть, корысть.

Или вот песня «Ненависть»:

Это просто ненависть
Перемешана с генами,
Со времён Ермака
Пусть перемотан в латы, я
И буйный, как река,
Мысли без повторов
Говорили: всех забудем.
Дрожали руки и земля,
Но не дрожали люди.

Совершенно прекрасная песня «Тяжелая вода»:

Ушел в себя,
Залип на неделю
И случайно по пьяни
Открыл всю русскую идею.

И сразу же «Вечно пьяный»:

Флаг над головой,
В груди дыра и дым,
Под ногами город ноль,
За спиной горят мосты.

Я навечно молодой,
Нас тут тысячи таких:
Нескончаемая боль
Без каких-либо причин.

Или такая:

Я хочу быть как все.
Кувыркаться на бирже вакансий,
Варево однотипных комбинаций.
Я хочу быть как все.
Казаться философом в сети.
Жизнь копить на море,
Сдаться и взять «жигули», как все…

Песня «Выкини меня», на мой взгляд, одна из самых красивых русских песен за последние несколько лет:

За поворотом зима,
За поворотом беда.
Все изо льда,
И ты как тьма.
Чики-брики, выкини меня.

Конечно, это не поэзия (впрочем, среди русских рэперов поэтов нет!) – это просто старый русский, самобытный и талантливый рэп, который у нас когда-то прижился, чтобы простые пацаны могли рассказать всем вокруг, как им тут на мрачных улицах живётся, и какая она изнутри – наша грустная Россия.